Театральная постановка об инвалидах прославляет искреннюю любовь

10.03.2018

Пьеса приглашает зрителей в путешествие по шокирующей истории синдрома Дауна в Австралии

«Сериал “Домой и в путь”» готов к полноценному персонажу с синдромом Дауна», – говорит Джулия Хейлз.

Мы сидим в холле театра государственной театральной труппы Западной Австралии «Черный лебедь» на следующий день после очень важного для артиста вечера – мировой премьеры на главной сцене, которая строится вокруг человека с инвалидностью. В главной роли – тридцатисемилетняя Хейлз.

Джулия Хейлз и труппа спектакля «Знаешь, мы должны быть вместе», премьера которого состоялась на фестивале в Перте 2 марта. Фотограф: Тони Уилкинсон
Джулия Хейлз и труппа спектакля «Знаешь, мы должны быть вместе», премьера которого состоялась на фестивале в Перте 2 марта. Фотограф: Тони Уилкинсон

Придуманная в рамках фестиваля в Перте, пьеса в стиле вербатим (направление в театре, когда пьеса конструируется только из действительно произнесенных слов реальных людей, подвид документального театра. – Прим.пер.) «Знаешь, мы должны быть вместе» разработана совместно командой фестиваля, «Черным лебедем» и DADAA, организацией из Фримантла, которая создает возможности и предоставляет доступ к искусству и творчеству для людей с инвалидностью. В основу пьесы положена мечта всей жизни Джулии Хейлз – сыграть главную роль в ее любимом сериале, который она смотрит с первого дня эфира в 1988 году, – но в пьесе говорится о многом другом, а не только о сериале «Домой и в путь».

Сцена оформлена как закусочная в Саммер Бэй, где происходит значительная доля событий австралийского телесериала. Хейлз приглашает на сцену коллег-артистов с синдромом Дауна и предлагает им поделиться своими мечтами с публикой. Мы встречаем Лорен Марчбанк, танцовщицу в стиле хип-хоп и хореографа; Тину Филдинг, актрису, певицу и хироманта; Джошуа Ботта, танцора и художника; Патрика Картера, художника, поддерживающего традиции древнейшего искусства аборигенов, и артиста (он не смог быть на премьере), и Мелиссу и Марка Джуноров, которые встретились на уроке танцев и поженились 18 лет назад.

Мелисса и Марк Джунор в спектакле «Знаешь, мы должны быть вместе». Фотограф: Тони Уилкинсон
Мелисса и Марк Джунор в спектакле «Знаешь, мы должны быть вместе». Фотограф: Тони Уилкинсон

Хейлз приглашает нас к путешествию по шокирующей истории синдрома Дауна в Австралии, прослеживая, как это генетическое нарушение отражалось в искусстве. На протяжении спектакля мы видим кадры из короткометражного фильма Хейлз «В поисках любви», в котором люди из труппы и другие люди с инвалидностью обсуждали любовь и отношения.

Это очень милая постановка, полная радости и щедрости, в ней больше говорится о любви, нежели о чем-то другом, и в вечер премьеры зрители аплодировали стоя, даже не дождавшись финала.

«Мне приятно», – говорит Хейлз. – Мой папа прослезился. Он обнял меня, заплакал и сказал: «Я действительно горжусь тобой, милая, я люблю тебя».

В самые трогательные моменты спектакля Хейлз вплетает воспоминания о детстве и о матери, которая боролась за то, чтобы проложить дорогу своей дочери. Но мама Хейлз умерла всего лишь несколько лет назад – и на премьере, когда актриса заговорила о ней, она расплакалась. К ней присоединились многие зрители.

«Это очень расстраивает, – говорит она сейчас. – Это было так недавно, и мне все еще тяжело. Но я старалась спрятать свои чувства. На сцене мне было немного грустно, когда я упомянула маму, но по крайней мере люди будут знать, что моя жизнь продолжается. ...Она так здорово справилась с моим воспитанием. Она очень старалась, чтобы я добилась успеха, и я это смогла сделать».

Хейлз училась в Ваапа, сейчас она живет отдельно от родных в квартире во Фримантле. Она двадцать лет работала в DADAA и защищала права людей с инвалидностью. «Я живу в мире. Я занимаюсь своими делами. Я могу жить сама, могу сама о себе позаботиться, как надо. Поэтому я посвятила ей свою пьесу».

В самые трогательные моменты спектакля Хейлз вплетает воспоминания о  детстве и о матери. Фотограф Тони Уилкинсон
В самые трогательные моменты спектакля Хейлз вплетает воспоминания о  детстве и о матери. Фотограф Тони Уилкинсон

То, как люди с инвалидностью представлены на экране, больше всего волнует Хейлз. «Вы вряд ли увидите кого-нибудь из этих людей на экране, – говорит она. – Я стараюсь показать всех, чтобы люди увидели, что да, у нас есть инвалидность, но мы также можем играть на сцене».

И когда пьеса сложилась – как плод сотрудничества Хейлз, режиссера Клэр Уотсон и писателя Финна О'Брэнагэйна, который переложил историю Хейлз как сценария, – у актрисы появился шанс воплотить свою мечту. Она отправилась в Саммер Бэй, где съемочная группа сериала «Домой и в путь» снимала сцену с ее участием и участием Рэя Мигера, исполнителя роли легенды Саммер Бэй Альфа Стюарта.

«Это было потрясающе... мне наложили грим, сделали прическу», – говорит Хейлз. Эта сцена включена в постановку.

Режиссер спектакля Клэр Уотсон первый год работает художественным руководителем «Черного лебедя». В этот день она тоже была там.

«Мне нравится воспринимать себя, как достаточно жесткого, неунывающего человека, – рассказывает Уотсон, – но, когда я стояла на одном конце пирса, а Джулия на другом, и Рэй подошел к ней, и они начали снимать эту сцену, у меня потекли слезы. Я думала: просто не могу в это поверить, я стою в Саммер Бэй и реву. Да, для отдельно взятого человека это сбывшаяся мечта, но в этом было и еще что-то, что... думаю, это что-то в спектакле, что-то в Джулии, и это точно присутствовало в том моменте – такая страстность, такая тихая революция во всем, что она делает. Она меняет мир. Она меняет мир к лучшему».

Директор фестиваля в Перте Венди Мартин, продюсер DADAA Саймон Флавель, создатель спектакля «Знаешь, мы должны быть вместе» Джулия Хейлз и режиссер Клэр Уотсон, художественный руководитель театра «Черный лебедь». Фотограф Тони Уилкинсон
Директор фестиваля в Перте Венди Мартин, продюсер DADAA Саймон Флавель, создатель спектакля «Знаешь, мы должны быть вместе» Джулия Хейлз и режиссер Клэр Уотсон, художественный руководитель театра «Черный лебедь». Фотограф Тони Уилкинсон

Этот спектакль – первый случай в «Черном лебеде», когда представление создает человек с инвалидностью, и Уотсон, которую познакомил с Хейлз директор фестиваля Венди Мартин, отдалась этому делу всей душой.

«Больше всего я боялась не отдать истории Джулии должное... не справиться с тем, чтобы помочь ей показать то, на что она способна, – говорит Уотсон. – Мы должны были убедиться, что наша структура ни в чем не фальшивит, но и оказывает ей полноценную поддержку. Это действительно сложный баланс: сколько можно оставить на волю случая, когда знаешь, что надо немного отпустить ситуацию, чтобы все было по-настоящему?

Например, мы поняли, что, если Джулия будет учить все наизусть, мы вдруг теряем всю красоту того, что она просто рассказывает нам свою историю. Пришлось решать этот вопрос».

В конце концов Уотсон забрала у нее сценарий и обсудила с ней спектакль кусок за куском. «Например, я просила ее: расскажи мне об этом. Расскажи мне об этом еще раз, где ты вот такими словами говорила. Попробуй еще раз, обойдись без этой фразы». Она как будто вживую «писала» заново то, что уже было зафиксировано, просто разыгрывала это вслух».

Наконец все удалось подготовить – буквально за две недели.

«Она просто сногсшибательная. Она необычайная, – говорит Уотсон о Хейлз. – Для меня было ежедневным удовольствием и честью приходить на работу, работать с этими артистами, такими разными, у которых – как и у всех нас – исключительно сложные эмоции, различные стратегии общения и обращения с этими эмоциями, и каждый из них был таким открытым, они открывали нам свои сердца. Смелость каждого из них на сцене, их смелость быть собой – дар для зрителей. Для меня это точно был дар», – говорит она.

«Прошлым вечером люди смеялись, плакали и аплодировали. Таким и должен быть театр: просто ЧУВСТВОВАТЬ, быть связанными друг с другом».

Хейлз надеется, что спектакль можно будет повезти на гастроли. Но она все еще держит курс на свою цель: «Может, меня пригласят на пробы в сериал “Домой и в путь”».

Стеф Хармон

ПОДПИШИСЬ НА НАШ КАНАЛ В ЯНДЕКС.ДЗЕН

Материал подготовлен сайтом nest.moscow

Перевод: Ольга Лисенкова, оригинал: theguardian.com