"Дух творит себе формы". О чем никогда не думают борцы за свободу слова и самовыражения.

Статья не о религии, но содержит отсылки к Православию. У кого данный факт вызывает раздражение, призываю просто не продолжать чтение.

"Дух творит себе формы" - авторство афоризма принадлежит архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому), талантливейшему хирургу, лауреату Сталинской премии (неслыханный прецедент для того времени - награждение священника, за плечами которого 3 ареста и отсидки в лагерях). Его афоризм очень любит профессор Московской Духовной Академии (МДА) Осипов Алексей Ильич, чьи лекции дали пищу для написания этой статьи.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

Что же означает это выражение "дух творит себе формы"? И какое отношение к свободе слова и самовыражения оно имеет?

Каждая книга писателя, картина художника, скульптура, фильм, музыка, любое сказанное или написанное слово - все несут отпечаток внутреннего мира своего творца и носителя, отпечаток его духа. Через свое внешнее выражение создатель открывает свой дух окружающему миру, начинает его формировать, внося в него свои сотворенные формы. Ин дух у детективов Дарьи Донцовой, ин у Достоевского. Ин дух у пьяной ругани в подворотни, ин у лекции об античном искусстве в школе художеств. Это понятно, логично и, пожалуй, ни у кого не вызовет возражений.

Другой понятный факт: дух творения, а через него и творца, способен восприниматься и запечатлеваться в других людях, которые вступают с ним, с творением, в контакт. Книга безусловно отложит свой отпечаток в душе читающего, а картина неизбежно произведет определенное впечатление на зрителя.

Э. Мунк. Крик
Э. Мунк. Крик

Процесс восприятия впечатлений от сообщения с другим духом и его творением сродни приему пищи телесной. Как и еда для тела пища для ума и души может вызывать и отвращение и вожделение, быть здоровой, чистой, доброй, но и быть тлетворной, разрушительной и пробуждающей самые низменные похоти тоже может. Это настолько очевидно, что также вряд ли вызовет возражения. Примеры все найдем из опыта.

Но теперь, когда мы знаем о силе воздействия духа на форму, а формы на дух, о способности сотворенной формы пробуждать в человеке как возвышенное, так и самое низменное, встает главный и естественный вопрос:

А всякому ли духу надо давать свободу выражения?

Очевидно, что нет. И тем не менее, свобода слова и самовыражения - одна из основных ценностей западной модели демократического общества, которую теперь нам навязывают в качестве эталонной.

При всей красоте самого понятия "свобода", ее бесконтрольность неминуемо приведет и уже привела "во всем цивилизованном мире" (до чего ж забавный штамп), а теперь постепенно и в России ко всевозможным уродствам и извращениям в искусстве, размытию нравственных ориентиров, легализации порнографии, проституции, однополых отношений и наркотиков. Да посмею утверждать, что и Гитлер и фашизм - продукт западных свобод самовыражения, его законнорожденное дитя. И захлестнувшая постхристианскую Европу волна эммигрантов из стран Африки и Востока, - тоже плод европейского свободобесия слова и самовыражения, обманчиво называемого "толерантностью".

Нужна ли нам такая "свобода"? Вряд ли. У России еще есть шанс пойти иным путем, остаться крупнейшей державой, где сохранились остатки здравого смысла, способность отличать "тьму от света", как бы пафосно не звучало. Мы все еще на распутье, и выбор должен быть сделан правильный.
В.М.Васнецов. Витязь на распутье
В.М.Васнецов. Витязь на распутье

Верьте в Россию. Всем добра.

Другие статьи по теме: