Психологическое объяснение любви детей к динозаврам

Аудиоверсия статьи.

Эрин, дочь Сьюзен Аллоуэй, выбрала себе очень специфичный костюм на Хэллоуин. Это был не просто динозавр: шестилетняя девочка хотела быть озраптором.

Для справки: озраптор — это динозавр, он относится к подсемейству абелизавров, подотряду тероподов, который жил на территории современной Австралии в среднем юрском периоде.

Это определенно не тот костюм, который легко можно купить в ближайшем магазине.

«Я поискала в интернете и ничего не нашла. Нашлись две картинки с озрапторами. Дочь сказала, что у него должны быть настоящие перья, поэтому я использовала их в огромном количестве. На празднике никто не понимал, что это за костюм, но ей было все равно», — рассказывает Аллоуэй.

Любовь Эрин к динозаврам началась, как только ей исполнилось четыре года. Ее мать не помнит, что разожгло интерес девочки, но сегодня ее любимое место — большая полка с книгами про динозавров в местной библиотеке. «Ей нравится, что там бесконечное множество книг и куча информации. Она любит длинные названия динозавров. Ей нравится узнавать о разных доисторических периодах. Ей все время мало знаний и всегда нужно больше».

Это почти универсальное правило: дети любят динозавров. Если в детстве вы не были одержимы динозаврами, вы почти наверняка знаете кого-то, кто их любил. Такие ребята готовы выдать научные названия десятков, если не сотен, динозавров. Они расскажут вам, чем эти существа питались, как выглядели, где жили. Они знают разницу между эпохой мезозоя и меловым периодом. Уровень знаний ребенка о динозаврах может поражать воображение, особенно учитывая, что средний взрослый готов назвать десяток динозавров в лучшем случае.

Ученые называют подобные навязчивые состояния «интенсивным интересом». Исследователи не знают точно, что именно разжигает его — большинство родителей не могут вспомнить момент или событие, которое его спровоцировало. Однако почти у трети всех детей этот момент обычно наступает в возрасте от 2 до 6 лет, хотя у некоторых продолжается и в позднем возрасте. Наиболее распространенный «интенсивный интерес» — это транспортные средства: самолеты, поезда и автомобили. Динозавры — вторая по популярности категория, которая идет с большим отрывом.

От поколения степень интереса не зависит. «Затерянный мир» запустил дино-лихорадку в 1970-х, а «Парк Юрского периода» и «Земля до начала времен» — в 1990-х. Сегодня одержимость динозаврами распространена не меньше, чем в вашем детстве. Единственное различие в цифрах: только в 2016 году было обнаружено более 30 новых видов динозавров, то есть потенциальных фаворитов теперь стало больше 700.

Огромный интерес к динозаврам у палеонтолога Кеннета Лаковары появился в детстве и не угас до сих пор. В 2005 году он обнаружил гигантского травоядного динозавра в южной Патагонии (территория современной Аргентины — прим. Newочём). Это существо ростом с двухэтажный дом и весом с Boeing 737 палеонтолог назвал дредноутусом. Сейчас Лаковара работает директором в Парке ископаемых имени Джин и Рика Эдельман при Университете Роуэна. Посетители постоянно рассказывают ему о своих детях, которые без ума от динозавров.

Он снова и снова слышит от родителей: «Они могут назвать их всех! Я не понимаю, как они их запоминают». Но Лаковара знает как, по крайней мере, у него есть несколько гипотез на этот счет. «Я думаю, что для многих из этих детей — это первая возможность почувствовать себя экспертом в чем-то, рассказать что-то, что их родителям, тренеру или врачу неизвестно. Это дает им ощущение силы. Когда мама или папа могут назвать трех или четырех динозавров, а ребенок — двадцать, он чувствует себя настоящим авторитетом».

Для детей интенсивные интересы — это важный фактор формирования уверенности в себе, соглашается Келли Чен, специалист по детской психиатрии и трудотерапии в госпитале Джонса Хопкинса.

Такие увлечения чрезвычайно полезны для когнитивного развития. Проведенное в 2008 году исследование показало, что интенсивные интересы способствуют росту внимательности и настойчивости, увеличивают уровень знаний о мире, а также формируют навык глубокой обработки информации. Особенно полезны занятия, связанные с изучением концептов — например, с динозаврами. Короче говоря, это делает детей умнее и помогает им лучше учиться. Десятилетия научных изысканий подтверждают гипотезу: три отдельных исследования показали, что дети более старшего возраста, у которых есть интенсивные интересы, как правило, обладают уровнем интеллекта выше среднего.

Получается, что страстное увлечение динозаврами — это своего рода возможность для ребенка изучить новую тему способом, который для него наиболее привычен — через игру. «Они задают вопросы, ищут на них ответы, улучшают свои знания, по сути, организовывают учебный процесс, — рассказывает Чен. — Полезно обладать умением исследовать какую-либо тему и стать в ней настоящим экспертом, ведь именно так взрослые строят свою карьеру. Основная деятельность детей — это игра, как для взрослых — работа. Вот дети и „играют в работу“, погружаясь в тему, которая им интересна».

Возможно, неслучайно, что период развития повышенного интереса к чему-либо частично совпадает со временем, когда практически все игры ребенка основаны на воображении (от 3 до 5 лет). 30-летний Майкл Бриджес, специалист по анализу данных из администрации Нью-Йорка, рассказывает, что в первом классе был без ума от динозавров. Он буквально проглотил все книги о динозаврах из школьной библиотеки, а потом начал писать свои собственные, снабжая их иллюстрациями. Во втором классе он постоянно говорил взрослым, что хочет стать палеонтологом.

«Я не мог поверить, что такие огромные создания действительно когда-то жили на Земле, — делится Майкл. — Я хотел раскопать их и доказать себе, что они вправду существовали. В детстве ты чувствуешь себя таким маленьким, а динозавры в высоту могли достигать 9 метров. Сложно было представить что-то более потрясающее».

Однако к третьему классу его увлечение палеонтологией сошло на нет. Это нормально: у большинства детей повышенный интерес бурно развивается и быстро заканчивается. В 2007 году ученые провели исследование. Согласно данным, полученным от родителей 177 детей, их увлечения длились от 6 месяцев до 3 лет.

Есть несколько причин, по которым дети перестают активно интересоваться определенной темой, и одна из наиболее важных — это, как ни странно, школа. Считается, что когда они попадают в традиционную образовательную среду, то должны добиваться результатов сразу по нескольким предметам, и времени и сил на углубленное изучение чего-либо просто не остается.

«Это не значит, что школьники резко бросают свое увлечение со словами „Все, теперь я ненавижу динозавров“, — объясняет Элизабет Чатл, семейный психолог из Норуолка, штат Коннектикут. — В жизни появляется столько всего нового, перед ними открывается целый мир, их занимают уже другие темы».

Также есть и важная социальная составляющая в угасании повышенного интереса. Дети каждый день общаются со своими сверстниками и начинают понимать, что не все целыми днями читают о динозаврах.

«Возможно, дома увлечение поощряли. Ребенок постоянно слышал от родителей: „Джонни знает, что это птеродактиль, Джонни такой умный!“ Когда тебя каждый день хвалят за знания, буквально хочется убежать в эту страну динозавров, — продолжает Чатл. — Но начинается школа, и теперь родители радуются совсем другому: „Джонни так хорошо ладит с остальными ребятами. Джонни поделился игрушками и завел нового друга“».

Лаковара знает, что большинство детей, проявивших интерес к динозаврам в раннем возрасте, не будут палеонтологами, но зато многие, став взрослыми, с нежностью вспомнят об этом «периоде» в своей жизни. Однако в выступлении на TED Talk в 2016 году и последовавшей в 2017 году книге «Why Dinosaurs Matter» («Почему динозавры имеют значение» — прим. Newочём) он убедил всех, что динозавры точно важны, и не только для тех, кто их раскапывает.

«Хотите придумать способ перемещать тяжелые грузы по пересеченной местности? Динозавры знали, как это делать, — пишет Лаковара. — Нужна неэнергозатратная и при этом эффективная система охлаждения? Зауроподы были в этом специалистами. Интересуетесь технологией вторичного использования? Посмотрите на динозавров. Их перья — отличный пример экзаптации, применения вещей для того, для чего они не были изначально предназначены. Со времен да Винчи, а возможно, и задолго до этого, человека завораживала идея полета без каких-либо механических средств. Нам так и не удалось достичь этой цели. А вот динозавры 150 миллионов лет назад смогли».

Каждый год ученые все больше и больше узнают о динозаврах. Однако, утверждает Лаковара, они используют не всю информацию, которую можно получить из этой сокровищницы: «Людей, и даже палеонтологов, интересует больше не прошлое, а будущее, но у нас нет туда доступа. Мы не можем произвести в нем наблюдения или поставить эксперимент… А прошлое — перед нами. Мы можем его потрогать. Что-то найти в нем. Поместить эти находки в музей на всеобщее обозрение. И что наиболее важно, прошлое — это наш путеводитель в будущее».

Большую часть времени Лаковара проводит экскурсии для школьников в парке ископаемых, который раньше был карьером. Исследователь надеется, что когда-нибудь это место пополнит список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он знает, что дети, роющиеся в земле и пыли в поисках древних моллюсков, потом долго будут вспоминать этот день. Интерес к динозаврам может оказаться веселым, но временным периодом в жизни ребенка, а может однажды помочь подающему надежды ученому раскрыть секреты выживания.

Так что, малыш, озраптор — это и правда круто. Кого еще ты знаешь?

Поддержать проект.

Оригинал: The Cut.
Автор: Кейт Морган.

Переводили: Вероника Чупрова, Мария Елистратова.
Редактировала: Анастасия Железнякова.