Россия будет вынуждена заняться Прибалтикой

Прибалтика не нужна России, однако Россия нужна Прибалтике. Залогом поддержки существования Прибалтики со стороны Запада будет военная, информационная, пропагандистская деятельность Литвы, Латвии и Эстонии против РФ. Конфликтный потенциал трех Прибалтийских стран в отношениях России и Запада будет возрастать, поэтому Москве придется уделять этому региону всё больше внимания.

Четверть века после распада СССР главной тенденцией в отношениях России с Прибалтикой была дезинтеграция. Распад общего пространства, сформировавшегося в советское время.

Литва, Латвия и Эстония всё это время форсировали процесс дезинтеграции, стремясь как можно скорее избавиться от связей, соединявших их с «проклятым» советским прошлым, и как можно больше интегрироваться в Западный мир. С подачи прибалтийских правительств был введен визовый режим с Россией, табуировано (в Литве — запрещено законодательно) участие в любых интеграционных проектах на востоке и осуществлено ускоренное вступление стран Прибалтики в НАТО и Евросоюз вопреки их несоответствию критериям членства и ущербу национальным интересам этих стран.

Стратегия прибалтийских властей состояла в том, чтобы разрушить старые интеграционные связи с восточными соседями, не дать завязаться новым и реализовать собственные большие инфраструктурные проекты с софинансированием Евросоюза.

В логике максимального отмежевания от России была ликвидирована крупная промышленность Литвы, Латвии и Эстонии, закрыта Игналинская атомная станция; Литва отказалась от строительства совместно с Россией Балтийской АЭС, все страны Балтии — от участия в проекте «Северный поток». Для отделения от России в Прибалтике в разное время были затеяны проекты СПГ‑терминалов, Висагинской АЭС, железной дороги Rail Baltica, электрокабелей с Польшей и Швецией и выхода из общего с Россией и Беларусью энергокольца БРЭЛЛ.

Москва после многих лет ожидания смены антироссийского курса прибалтийских соседей переняла их политику и тоже взяла курс на разрыв старых связей с Литвой, Латвией и Эстонией. В первую очередь — в экономической сфере.

Для преодоления зависимости от прибалтийских транзитеров были начаты строительство новых и реконструкция старых морских портов на российском Северо-Западе. По мере их ввода в эксплуатацию началось перенаправление российского транзита из Прибалтики в отечественные порты. В 2016 году российское руководство публично поставило задачу крупнейшим отечественным перевозчикам: с 2020 года переориентировать все грузы, идущие через Прибалтику, на морские порты России.

Прибалтика и Россия хотят максимально дистанцироваться друг от друга. При таком совпадении цели и задач вероятность конфликта из-за Прибалтики, казалось бы, должна стремиться к нулю. Стороны должны стараться игнорировать друг друга и сводить контакты к минимуму, предпочитая взаимодействию параллельное существование...

Читать далее