Как научить ребёнка противостоять манипуляциям со стороны сверстников

31 August 2019

фото: Сергей Лантюхов/News.ru
фото: Сергей Лантюхов/News.ru

Психологи рассказали о важности собственной точки отсчёта

В любом коллективе, включая школьный, всегда есть лидеры и есть ведомые. Когда лидер начинает злоупотреблять своей властью, можно говорить о формировании неприятного тандема «жертва-манипулятор». Как сделать так, чтобы ребёнок научился узнавать манипуляторов и противостоять им? На этот вопрос News.ru ответили эксперты.

Уязвимость подростков

Подростки очень уязвимы в плане манипуляций, считает психолог Кристина Иваненко. Виной тому целый коктейль эмоций, который присутствует в душе каждого ребёнка в этом возрасте.

Кристина Иваненко, доцент кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности факультета психологии ИОН

Манипулятор использует и присущие возрасту эмоциональные качели, и логику «Тебе слабо?», и дискредитирование значимых личностей (учителей, родителей и т так далее) в глазах жертвы. Нащупавший эту логику действий подросток быстро становится лидером группы. Не попасть под его обаяние могут только дети, у которых есть свой сильный внутренний стержень.

Клинический психолог Михаил Хорс солидарен с коллегой: манипуляторы чаще всего используют обычные эмоции и социальные догмы. Это два основных рычага управления. Эмоции они пытаются вызвать через дружбу, предательство, насилие, через любовь. Например, ребёнок-манипулятор пытается дружить с одноклассником, и потом использует формулировку: «Ты же мне друг, значит, ты должен …. (сделать моё домашнее задание или уступить мне место рядом с красивой девочкой и так далее). Специалист считает, что встреча с манипулятором неизбежна и готовиться к ней стоит заранее.

Михаил Хорс, клинический психолог, руководитель Центра Рациональной Психологии

Ребёнка надо готовить к встрече с людьми-манипуляторами. Рассказывать ему о том, что такие люди будут появляться в их жизни, и что ребёнок не обязан ради дружбы, любви или командного духа поступаться своими интересами. У него нет обязанности быть жертвенным. Если хочет, то может сделать что-то, о чём его просят. Но если не хочет – обязанности нет.

Дети это понимают достаточно хорошо, но часто это сложно сделать самим родителям, считает Хорс. Многие сегодняшние родители росли на концепции мушкетёрской дружбы или на призывах о долге перед друзьями, близкими и так далее. Тем не менее, очень важно объяснить ребёнку, что он должен хорошо подумать, прежде чем браться кому-то помогать или кому-то подчиняться, советует психолог.

Что выдаёт манипулятора?

Манипуляторы обычно пользуются проверенными коммуникативными приёмами, рассказывает Хорс. Например, постоянно задают вопросы. А психика человека устроена таким образом, что тот, кто отвечает, сразу внутренне встаёт в позицию более слабого человека. Поэтому всех продавцов учат задавать вопросы, тогда тот, кто отвечает, втягивается в манипуляцию на правах слабого. Важно не навязывать своему ребёнку социальный догмат, что надо непременно отвечать на вопрос. Защититься можно, ответив вопросом на вопрос, забыв при этом и про то, что это якобы неприлично, и про то, что каждый должен быть приличным. Манипуляция при ответе вопросом на вопрос сбивается.

Также манипуляторы любят подавать команды. Например, говорят: «Иди сюда». В ответе манипулятору допускается даже вранье: «Подойди сам, я сейчас занят» (даже если на самом деле не занят). Потому что «врать нельзя» - это тоже догма. На самом деле лучше соврать, чем быть втянутым в манипуляцию.

Точка отсчёта

Но у слова «манипуляция» не всегда есть негативный оттенок. Разница между лидером и манипулятором в целях - с какими целями используются приемы манипуляции? Например, и церковь, и секта используют одни и те же приёмы, а цели при этом сильно разнятся.

Елена Лосева, психолог

Пока всё происходящее держится в рамках этических и моральных норм, пока соблюдаются общие интересы, тревогу бить не стоит, считает. И лишь когда родители замечают, что ребёнок начинает что-то делать себе во вред, тогда наступает пора для разговора.

В чём все эксперты единодушны, так это в том, что важно вырастить в ребёнке лидерский потенциал, собственную систему координат.

«Точка отсчёта – внутри тебя, а не у Маши или у Саши» – это то, что нужно воспитывать в ребёнке постоянно, объяснять ценность собственного мнения, развивать критичность мышления. Тогда ребёнок сможет остановить манипулятора, - считает Кристина Иваненко. - Важно научить ребенка брать на себя ответственность. Масштаб ответственности, которую на себя берет человек определяет масштаб его лидерства. Самое главное, что мы можем интегрировать в воспитание ребёнка – умение брать на себя ответственность за себя и за свои поступки.

При этом Иваненко подчёркивает: дедлайн формирования умения брать на себя ответственность – три года. О важности раннего детства говорит и Елена Лосева.

Елена Лосева подчёркивает: многое зависит от того, как к ребёнку относились раньше, до подросткового возраста. Если родители не помогали ребёнку выстроить личные границы дома, в семье, то он и в школе не будет чувствовать, что манипулятор их нарушает и делает что-то не так – ведь родители поступают точно также. Строгие, жестокие родители сродни манипуляторам. Ребёнок будет вести себя одинаково: «Мне сказали – я сделал».

Очень важно при этом иметь доверительные отношения с ребёнком, чтобы он делился тем, что происходит в его жизни, в том числе в школе. Для этого надо уходить от критики: разделять с ребёнком его трудности и проблемы, а не критиковать.