Зачем сирийцы сбили российский Ил-20

Версия Министерства обороны вызывает много вопросов у экспертов

 Министерство обороны РФ/РИА Новости
Министерство обороны РФ/РИА Новости

Министр обороны России Сергей Шойгу провёл телефонные переговоры со своим израильским коллегой Авигдором Либерманом по поводу авиакатастрофы Ил-20. Москва возложила вину за инцидент, который унёс жизни 15 российских военнослужащих, на «безответственные» действия израильских ВВС, которые «только за одну минуту» оповестили командование российской группировки о нанесении ударов по Сирии. В то же время, заявили в российском военном ведомстве, Ил-20 был по ошибке сбит ракетой расчёта сирийского зенитно-ракетного комплекса С-200.

Известный приём

В операции по поиску членов экипажа российского самолёта участвуют восемь кораблей, катеров и судов обеспечения ВМФ России. На данный момент обнаружено место падения борта — как уточнили в Минобороны, самолёт упал в 27 км к западу от населенного пункта Банияс в провинции Латакия. На борт российских кораблей подняты фрагменты тел экипажа и личные вещи, а также обломки самолёта. Для участия в поисковых мероприятиях из акватории Чёрного моря направлено опытовое судно проекта 11 982 «Селигер». На его борту находятся телеуправляемые необитаемые подводные аппараты «Супер гном» и «РТ-2500», способные погружаться на глубину до 2,5 тысяч метров, навигационное и гидроакустическое оборудование.

Между тем, эксперты ставят под сомнение официальную версию, озвученную представителем Минобороны генерал-майором Игорем Конашенковым. В частности, обломки самолёта найдены в 27-ми километрах западнее портового города Банияс, который расположен в провинции Тартус, а не в Латакии. Если принять во внимание, что самолёт заходил на посадку и после попадания ракеты самолёт должен был пролететь некоторое расстояние по инерции, в момент поражения он находился рядом с Баниясом — в провинции Тартус. То есть расстояние между российским боротом и четверкой израильских F-16 должно было быть значительным. Также непонятна мотивация командиров расчетов сирийских средств ПВО, которые решили отражать авианалёт, зная, что в районе на посадку заходит Ил-20. При этом «безответственные» действия истребителей ВВС ЦАХАЛ, атакующих традиционно иранские объекты и прикрывшихся, по официальной версии Минобороны, российским самолётом радиолокационной разведки, — известный приём при проведении операции.

Использование чужого самолёта в качестве прикрытия для операции — обычная практика, которая применялась американцами во Вьетнаме и до сих пор применяется в войнах на Ближнем Востоке, отмечает News. ru бывший начальник зенитно-ракетных войск ВВС России, генерал-лейтенант Александр Горьков: «Групповая цель из нескольких истребителей рассматривается операторами комплекса/системы ПВО как компактная группа и когда по ней открывается огонь, самолёты „рассыпаются“, уходя из зоны поражения». Видимо, при заходе на посадку Ил-20 израильские истребители «подстроились» под российский самолёт и здесь на самом деле вопросов больше к сирийцам, отмечает Горьков. «Разрешающая способность системы С-200 порядка 100−150 метров. Получается, если верить словам Конашенкова, самолёты сблизились на такую дистанцию, что экипаж российского Ил-20 тоже должен был их видеть, — считает генерал-лейтенант. — Следовательно, наши лётчики передали информацию о нахождении в опасной близости израильских истребителей на землю, чтобы каким-то образом скорректировать огонь сирийских средств ПВО. Видимо, произошёл сбой».

Другой странный момент: Ил-20 наверняка шёл с опознавательным знаком «я свой», чтобы у сирийских ПВО могла сработать система опознавания, добавляет Горьков. «Налицо странная несогласованность в средствах управления. Получается, сирийцы решили применить С-200, зная при этом, что в районе находится наш самолёт. Они обязаны были знать, — уверен эксперт. — Тем более, что он уже заходил на посадку — должна была быть произведена корректировка по каналам управления, но этого не было сделано, в итоге произошла трагедия».

Странное поведение сирийцев

ЗРК С-200 обладает большим радиусом действия — у имеющихся на вооружении Сирии С-200ВЭ он достигает 240 км, указывает военный эксперт Юрий Лямин. Так, в феврале этого года именно ракета С-200 догнала и сбила уже над территорией Израиля возвращавшийся с очередного налета на иранские объекты в Сирии израильский F-16. Ближайшая позиция С-200 находится примерно в 60 км от Латакии в горах, отделяющих побережье от остальной части страны: к востоку от Баниаса, северо-западнее Масьяфа. Причем эта позиция еще довоенная, она была там специально для прикрытия побережья и, судя по имеющимся в открытом доступе спутниковым снимкам, оставались и в 2017 году, отмечает Лямин.

Дамаск консолидировал контроль над основными районами страны и сохраняет союз с Ираном. Следовательно, в Израиле опасаются, что Сирия с иранской помощью станет снова наращивать свой ракетный и военный потенциал, предполагает эксперт. «В последнее время израильские удары по различным объектам стали нередким явлением, но такой мощный удар по Латакии в непосредственной близости от российской авиабазы не является штатным, — считает он. — Видимо, Израиль, чувствуя поддержку США, действует в Сирии всё агрессивнее и пытается установить все более широкие рамки дозволенного, что, по-моему, явно нарушает установленный формат отношений России и Израиля по Сирии».

ЗРК С-200. Vitaly V. Kuzmin/CC 4.0/wikipedia.org
ЗРК С-200. Vitaly V. Kuzmin/CC 4.0/wikipedia.org

Интересна реакция Израиля: насколько последовательно он будет (если будет публично) аргументирует свою непричастность к инциденту и докажет, что вина лежит, в первую очередь на непрофессионализме операторов сирийских средств ПВО, говорит руководитель Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семёнов: «Сейчас даже по тем картам, которые были выложены Минобороны, видно, что расстояние между Ил-20 и F-16 было достаточно большим. Истребители летели на низкой высоте, Ил-20 „шёл“ заметно выше. В любом случае, озвученная Минобороны официальная версия вызывает много вопросов». В то же время эксперт не исключает целенаправленной провокацией: «Режим Асада не доволен сделкой между Путиным и Эрдоганом по Идлибу, поэтому я бы не отметал версию провокации — перепутать Ил-20 и F-16 весьма сложно. При этом Израиль не скрывает цели собственных авиаударов — в порт Банияс заходят иранские танкеры с нефтью, и туда же прибывает из Ирана оружие для проиранских группировок».

Всё, что связано с Ираном на территории Сирии для Израиля, — красная линия. Израиль не комментирует свои атаки, но вопрос недопущения усиления Ирана в этой стране для Израиля — дело принципа, говорит News. ru бывший депутат Кнессета от фракции «Наш дом — Израиль» Йосеф Шагал: «Речь не только о проникновении на территорию республики КСИР, но и об интенсивном вооружении проиранских группировок. Любые поставки оружия, особенно высокоточных ракет, пресекаются в том числе посредством авиаударов». Вопреки сложившемуся не всегда позитивному информационному фону Россия и Израиль неплохо взаимодействуют, согласовывая действия своих сил в Сирии на всех уровнях уже два с половиной года. Это координация действий на всех уровнях: начиная от консультаций военных, генералов и заканчивая уровнем высшего политического командования, в том числе переговоров Нетаньяху и Путина, добавляет Йосеф Шагал. «Насколько я знаю, за это время возникало много сложных ситуаций, но ни разу они не выходили из-под контроля — всегда удавалось договориться и избежать конфликта, подобных тем, что произошёл между Россией и Турцией, — замечает эксперт. — Понятно, что у каждой из сторон в Сирии есть свои интересы, конфликт очень острый, но в Израиле понимают положение России и стараются его не усложнять. Надеюсь, что катастрофа Ил-20 не повлияет на российско-израильские отношения, всё можно урегулировать в рабочем режиме».