Почему выражение "в музыке всего семь нот" не соответствует действительности

30 September
Десятая "Венгерская рапсодия" Ференца Листа
Десятая "Венгерская рапсодия" Ференца Листа

Серия очерков: "Элементарные уроки музыки"

Вот в поп-музыке всё время говорят, мол, это плагиат. А там, на самом деле, похож только ритмический рисунок и гармоническая последовательность. То есть как раз то, что в попсе повторяется из песни в песню и называется "три аккорда" и "22 притопа".

Ну, жанр это такой, здесь так принято. А ещё говорят, мол, нот всего семь. Но ведь это не так!

Тут у меня в одном месте забавный спор вышел. Говорю: "Ну, как же семь нот, когда их гораздо больше".

А на другом конце провода отвечают: "Вы же не весь объём нот имеете в виду, а только одну октаву".

"Вот те раз, — говорю я. — Я, когда говорю "нот всего семь", я не уточняю, что "в одной октаве"! И никто не уточняет. Потому, как не все вообще знают, что такое октава".

Фортепианная клавиатура: 88 клавиш, пять октав
Фортепианная клавиатура: 88 клавиш, пять октав

Мне ничего не ответили на другом конце провода, но судя по лайку, со мной молчаливо согласились, хотя первоначально были против моей простой и трезвой мысли.

Получается, что нот ровно столько, сколько я могу использовать максимально в данный момент на определённом инструменте. Если я играю сейчас на фортепиано или на синтезаторе, значит 88 — максимальное количество клавиш. Опять-таки 88 основных тонов и производных к ним, только на полтона (диезы и бемоли)! А с производными на тон (об этом ниже), будет больше.

А вы говорите семь! То есть если их и семь, то надо уточнять, что в одной октаве.

Другими словами, "до" первой октавы, это совсем не "до" второй октавы, и уж тем более третьей.

Тогда: вопрос на засыпку: а "си-диез", это как?

Это вопрос для людей без музыкального образования. Для тех, кто хотя бы раз открывал учебник "Элементарной теории музыки", такого вопроса не существует. В моём дипломе значилось "педагог музыкальной школы, дирижёр оркестра", потому я обязан знать, что "си-диез" от "до" отличается только написанием. А как же тогда "ре-дубль бемоль"?

Для тех, кто не в курсе, повышать (или понижать) в музыке можно не только на пол тона — знаками альтерации диезом (решётка) или бемолем (фигурный мягкий знак), но и на тон — знаками альтерации дубль-диез (лежачий крестик) и дубль-бемоль (два бемоля).

Справка: знаки альтерации — знаки, указывающие на повышение или понижение какого-либо звука.

Так вот "ре-дубль бемоль" — это всё та же нота "до". Что это означает? Только то, что говоря о количестве нот в октаве, мы также ошиблись. Их не семь. Их как минимум 12! То есть к белым клавишам добавляются чёрные!

Но!!! Хотите посадить в лужу умников и умниц? Ведь они любят, на фразу "нот-то всего семь", отвечать, что "вы не правы, нот 12". Заметьте: ни те, ни другие даже пытаются обозначить, что речь идёт об одной октаве, что уже в корне, как мы выяснили выше, не верно.

Так вот, когда вам ответят, что, мол, нот двенадцать и напомнят про чёрные клавиши, то бишь диезы и бемоли, то вы прибейте их вопросом: "А как же дубль-диезы и дубль-бемоли"?

А теперь простая математическая задачка: с учётом выше сказанного, сколько же всё-таки всего нот в одной октаве?

Если я не ошибся, у меня получилось... 35! С учётом диезов, бемолей, дубль-диезов и дубль бемолей — всего 35!

Вот так! Ни больше ни меньше! Посадите в лужу "знатока" музыкальной теории!

Это мы ещё не сказали о "бекарах"!? Хотя на самом деле "бекар" — это всего лишь отмена предыдущего знака альтерации. Но тут сложно: с одной стороны это можно назвать "другой нотой", а с другой стороны это только лишь отмена того, что было ранее.

Вот если речь вести о названиях нот, причём о чистых названиях, без названий с добавленными к ним знаками альтерации, то их действительно семь. Или если речь вести о количестве основных ступеней в октаве (тональности). Или о количестве только белых клавиш в октаве. И так далее.

В этом уроке, до того, что я хотел сказать о плагиате мы так и не добрались. Зато хорошо усвоили, что нот далеко не 7, и даже не 12, а гораздо больше.

Подписывайтесь на мой оригинальный одноимённый хештег серии #элементарные уроки музыки и узнаете все тайны и скрытые секреты тёмных запутанных музыкальных закоулков. И хотя аналогия с названием учебника "Элементарная теория музыки" на лицо, эта серия очерков, прежде всего: интересные музыкальные истории, нешаблонные взгляды на музыкальные стандарты и т.д. и т.п., а не набор скучных школьных правил.