Коротко о датчиках в двигателе вашего автомобиля.

Технологии не стоят на месте, и двигатели современных автомобилей управляются в основном электроникой, а не механикой, как было ранее. Любой современный автомобиль оснащён электронным блоком управления двигателем (ЭБУ), который на основе показаний различных датчиков регулирует работу двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Количество и названия этих датчиков в различных автомобилях могут отличаться, но сути это не меняет, и в этой статье я вам коротко расскажу об основных датчиках бензинового двигателя с электронной системой впрыска топлива.

Датчик массового расхода воздуха | Mass Air Flow Sensor

Находится между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой. Этот датчик измеряет количество поступаемого в двигатель воздуха. На основе его показаний ЭБУ рассчитывает необходимый объём подачи топлива и отправляет соответствующую команду на форсунки.

Датчик температуры всасываемого воздуха | Intake Air Temperature Sensor

Располагается либо в одном корпусе с датчиком массового расхода воздуха, либо отдельно в впускной системе. Этот датчик определяет плотность всасываемого воздуха по его температуре, что помогает ЭБУ скорректировать подачу топлива.

Датчик положения дроссельной заслонки | Throttle Position Sensor

Находится в дроссельной заслонке, которая в свою очередь находиться перед впускным коллектором. Как видно из названия, этот датчик сообщает ЭБУ информацию о том, в каком положении находится дроссельная заслонка, которая связана с педалью акселератора. Если педаль акселератора находится в невыжатом положении, то подача воздуха в двигатель происходит через клапан холостого хода, а при нажатии на педаль акселератора, ЭБУ корректирует объём подачи топлива на основе показаний датчика положения дроссельной заслонки.

Датчик положения коленчатого вала | Crankshaft Position Sensor

Расположен рядом со шкивом коленчатого вала или маховиком. Этот датчик определяет положение и скорость вращения коленчатого вала, а ЭБУ на основе этих данных определяет момент впрыска топлива и устанавливает угол опережения зажигания. Так же информация о скорости вращения коленчатого вала передаётся на тахометр, который показывает водителю количество оборотов двигателя в минуту.

Датчик положения распределительного вала | Camshaft Position Sensor

Этот датчик на большинстве автомобилей находится в районе головки блока цилиндров и определяет в каком положении находятся поршни, что помогает ЭБУ понять в какой из цилиндров и когда необходимо произвести впрыск топлива и зажигание.

Датчик детонации | Knock Sensor

Расположен в верхней части блока цилиндров. Этот датчик определяет характерные для детонации стуки в цилиндрах, помогая, таким образом, ЭБУ установить оптимальный уровень опережения зажигания, чтобы исключить или уменьшить детонацию, которая может привести к серьёзной поломке двигателя.

Датчик температуры охлаждающей жидкости | Coolant Temperature Sensor

Находится на выходе охлаждающей жидкости из двигателя. Показания этого датчика оказывают влияние на работу холодного двигателя. До тех пор, пока двигатель не прогреется до рабочей температуры, ЭБУ повысит холостые обороты, обогатит топливную смесь и скорректирует угол опережения зажигания. А в случае превышения рабочей температуры, ЭБУ задействует вентиляторы охлаждения.

Датчик остаточного кислорода | Oxygen Sensor

Чаще всего этот датчик называют лямбда-зонд. Находится он в выхлопной системе, а именно в выпускном коллекторе либо между ним и катализатором. Если датчиков несколько, то дополнительный датчик устанавливается после катализатора. Первый датчик является регулирующим и измеряет количество кислорода на выходе из двигателя. На основе его показаний ЭБУ обогащает или обедняет топливную смесь. Второй датчик диагностический и измеряет количество кислорода на выходе из катализатора, сообщая, таким образом в ЭБУ информацию об эффективности работы катализатора, на основе которой корректируется подача топлива.

Датчик скорости автомобиля | Speed Sensor

Чаще всего находится в задней верхней части коробки переключения передач (КПП) и измеряет скорость вращения выходного вала и соответственно скорость движения автомобиля. В зависимости от скорости и динамики движения автомобиля ЭБУ корректирует подачу топлива. Так же данные о скорости движения автомобиля передаются на спидометр в приборной панели.

Датчик давления масла | Oil Pressure Sensor

Может располагаться, как и рядом с масляным фильтром, так и в головке блока цилиндров. Показания этого датчика никак не влияют на работу двигателя, однако предупреждают водителя посредством индикатора на панели приборов о недостаточном уровне масла в двигателе.

В заключение отмечу, что при неисправности любого из датчиков ЭБУ будет корректировать работу двигателя основываясь на средних показаниях от других датчиков и только при неисправности датчика положения коленчатого вала двигатель не будет работать. О неисправности какого либо из датчиков, водителю сообщит индикатор на приборной панели в виде двигателя с надписью «Check Engine». Для определения конкретной неисправности следует обратиться в автосервис и провести компьютерную диагностику автомобиля, после чего заменить неисправный датчик, если проблема действительно в нём.

АВТО INFO | ВКонтакте | Одноклассники