Самые влиятельные диаспоры Среднего Урала. Армяне

Прошедший недавно в Екатеринбурге День Победы омрачился скандалом с национальным подтекстом, произошедшим на акции «Бессмертный полк». Возмущение организаторов вызвал тот факт, что представители армянской общины Екатеринбурга решили почтить общую память героев войны, взяв с собой национальные флаги республики. Конфликт, можно сказать, не имел под собой никаких оснований, но, что называется, осадок остался. Мы решили поближе посмотреть на людей, которые готовы отстаивать право на флаги своей Родины. Судя по реакции президента России, на абсолютно законных основаниях.

Пролог

Отдельные деятели публиковали громкие официальные заявления о недопустимости приносить на шествие «Бессмертного полка» национальные флаги, однако это было выражением их личной позиции, а не консолидированным мнением. Тезис отдельных единороссов о недопустимости приносить флаги Армении был опровергнут пользователями Facebook, публиковавшими фотоснимки Путина на фоне разнообразных партийных флагов. Происходило это на московском шествии «Бессмертного полка». Напрашивался вывод – в колонне, где идет президент РФ, флаги нести можно, а вот на таком же точно шествии в Екатеринбурге нельзя.

Уже готовый разгореться конфликт не получил развития то ли благодаря чуду, то ли благодаря народной мудрости. В соцсетях свое мнение озвучили представители армянского сообщества «Ани-Армения», представители диаспоры, журналисты и общественники. На этом ситуация была разрешена, споры прекратились. Надо сказать, что в Екатеринбурге развитие ситуации проходило по легкому сценарию. В Москве и Санкт-Петербурге на «Бессмертном полку» из-за флагов даже были драки между армянами и азербайджанцами.

Несмотря на это, в хроники армянских СМИ попала именно история из Екатеринбурга. «Как оказалось, никакого строгого регламента относительно акции «Бессмертный полк» нет и не было. Шествие - изъявление чувств, и они могут быть проявлены разными способами. Тем не менее армянской диаспоре надо более тонко и взвешенно подходить к подобным вопросам. Соответственно, и стражам правопорядка при проведении массовых интернациональных акций надо проявлять профессионализм и, зная ситуацию, разводить армянских и азербайджанских участников «Бессмертного полка», - отметила газета «Новое время».

В свою очередь, поэт Василий Овсепьян пообещал пожаловаться на организаторов акции президенту Владимиру Путину. «Вы что вытворяете? Кто вам дал право вбивать клин в дружбу двух народов – армянского и русского?» - возмутился он.

Спор, который в сущности развернулся на пустом месте, едва не перерос в выяснение отношений и неоднозначное освещение в СМИ. Несмотря на длительные дискуссии, единого мнения на тему об уместности или неуместности нести флаг своей Родины рядом с портретами героических предков так и не выработалось.

Армянская диаспора

Однако этот спор стал для ЕАН прекрасным поводом для того, чтобы подробно исследовать образ жизни, мысли, трудовую и повседневную деятельность, а также личных планов представителей различных национальностей на дальнейшую жизнь в Свердловской области. УФМС по Свердловской области и экспертное сообщество обозначили топ-5 диаспор, которые могут оказывать влияние на социально-экономическое положение в Свердловской области: китайскую, таджикскую, узбекскую, киргизскую и азербайджанскую.

Представителей Республики Армения, как нетрудно заметить, в списке нет. Все просто – армянское сообщество является одним из самых немногочисленных национальных объединений на Среднем Урале и насчитывает не более 11,5-12 тысяч человек. Однако мы решили начать серию публикаций именно с представителей этого необычайно талантливого, умного и красивого народа. Армяне заслужили это право хотя бы тем, что они смогли отстоять право на свои флаги в стране, не менее гостеприимной, чем их Родина, но все же для них чужой.

Член армянской общины «Ани-Армения» Саркис Агаджанян:

- Пиар на акции «Бессмертный полк» неуместен. Если внимательно посмотреть мой пост в Facebook, связанный с этой ситуацией, там есть комментарий одного общественно-политического деятеля, который грамотно сказал, что на таких акциях людьми движут самые лучшие, добрые чувства. Неуместен пиар – вообще в принципе и того человека, который начал выносить все на публику. Неуместен и пиар армянской общины. Думаю, что и без флагов на площади в рядах «Бессмертного полка» многие горожане знают, что на территории Среднего Урала существует армянская община. Мы делаем здесь настоящие благие дела, но мы не освещаем их. Очень долгое время на ОТВ идет передача «Наследники Урарту». Выходит она по субботам. Но мы там не рассказываем о том, что мы помогаем детским домам, мы выезжаем в муниципалитеты и за свой счет организовываем концерты… Мы интегрируемся в российское общество, делаем это мягко и опять же сохраняя при этом свою самобытность.

Армянская община активно помогает проекту Roomple. Недавно при нашей поддержке Roomple выпустил фильм «160». Представители 160 национальностей проживают в нашем регионе - этот фильм о них. Мы помогаем не только себе, но и другим. Знакомим местное население с культурой всех народов. Активно участвуем в общественно-политической жизни региона. Также каждый учебный год открывается армянская воскресная школа, куда приходят не только армянские дети, но и дети других национальностей, обучаются армянской письменности, литературе, истории, танцам и песням. Наши двери открыты для каждого, кому интересна армянская культура (встречи проходят по адресу Декабристов 88, Монтажный колледж, каждое воскресенье).

- Где берете средства?

- Спонсируют армяне, которые здесь, на Урале, смогли реализоваться. Все основано на добровольных взносах, никто ничего нам не выделяет. Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики выделяет субсидии на определенные тематики национально-культурным объединениям. Аналогичная статья расходов есть у минкульта. Насколько я знаю и помню. Других примеров не приведу.

- Какое количество армян проживает сегодня на Среднем Урале? Какова была реакция людей на историю с «Бессмертным полком» в Екатеринбурге?

- У нас нет такого – мол, нужен членский билет, чтоб ты считался человеком общины. Каждый армянин здесь – это и есть община. По последним подсчетам, где-то 11,5-12 тыс. армян проживает в Свердловской области.

У людей чувство одно - неприятие. Неприятно то, что, несмотря на историю и всю жестокость любой войны, находятся деятели, которые, играя на искренних чувствах людей, пытаются использовать любой повод в этой святой акции для своих корыстных целей. Благо у нас есть своя позиция, и ее разделяют не только армяне. Мы получили огромную поддержку от жителей Свердловской области. За это огромное спасибо. Нам действительно приятно. Мы однозначно правы. и у нас есть масса доводов, доказывающих то, что мы имеем полное право брать наши флаги в руки и принимать участие в народной акции в таком формате. Взглянув на историю, мы увидим, что перед войной 1945 года, в 1915 году против армянского народа был осуществлен геноцид, и это факт. И на момент  ВОВ численность населения в Армянской ССР была менее 1,5 млн человек, на фронт отправились 300 тысяч бойцов, республика находилась на грани демографического провала, но тем не менее армянский народ внес весомый вклад в победу. Один маленький и уникальный пример скажет вам о многом: село Чардахлу, которое находится на территории другой страны, в то время было населено преимущественно армянами. Это село насчитывало чуть более 1000 человек. Оно в годы ВОВ дало СССР двух маршалов (Баграмян и Бабаджанян), семь генералов и двенадцать Героев Советского Союза.

- Чем занимаются армяне, проживающие в Свердловской области? На чем они специализируются?

- У нас есть поэты, спортсмены, скульпторы, художники, бизнесмены. Например, скульптор Георг Геворкян. Его самые известные работы «Седой Урал» и Пушкин в Литературном квартале. У него свой специфический стиль и узнаваемый почерк.

- Трудно или легко армянам взаимодействовать с коренными свердловчанами?

-  Меня сюда привезли в 1994 году. Отец со старшим братом приехали сюда в 70-80-х годах. У них тут никого не было, они все начинали с нуля, рожали и воспитывали детей. Для СССР это была обычная практика. Что касается меня, то я в 90-е годы был маленьким. Пошел в школу и получил высшее образование.  

- Нерусским мальчикам тогда было труднее учиться в русской школе и вузе, чем сейчас?

- Если брать школьные годы… Все зависит от общества – оно ведь меняется. Не могу сказать, что, если ты армянин – ты особенный. Ты такой же – у тебя две руки, две ноги. Мыслить как-то по-другому – ну это уже личная прерогатива и воспитание. Но тогда в школе было потяжелее, чем сейчас. Тогда можно было услышать от глупых людей слово «х...к», хотя они даже его не понимали. Да и теперь не понимают...  

- Что оно означает?

- Так армян называли мусульмане. В переводе с армянского это слово значит «крест», «крестик». Нас называли так, потому что мы были православными крестоносцами. Поэтому, когда пытаются нас таким образом оскорбить, глупо выглядит сам человек, который это говорит.

Конечно, школьные годы того и нынешнего времени в отношении к армянам разнятся сильно. А вузовские, считаю, нет. Я поступил в 2008 году, закончил в 2014 году – ничего не поменялось. Хорошое отношение.

- Кому найти работу проще, а кому сложнее? Куда пойти человеку, который приезжает сюда из Еревана или из провинции?

- Все ведут себя одинаково. Все понимают: нас мало, и мы должны помогать друг другу. Это в приоритете. Вообще в контексте этого вопроса можно говорить не только об армянах – обо всех. Сейчас ведь очень мало людей, которые сюда едут, не имея связей – родственников или друзей. Значит, они едут к кому-то, и если была договоренность – чаще всего она выполняется.

Возьмем приезжих из Средней Азии. Они обычно устраиваются на стройку. Сначала делают себе все необходимые документы, потом идут уже собственно на стройку. Ну и работают, живут.  

- Может быть, у представителей армянской национальностей более серьезные амбиции, их не устраивает просто работа на стройке?

- Амбиции да – есть у всех. Амбиции равно ум. Пожалуйста. Можешь? Соответствуешь? Становись директором. Но лучше не делать такого там, где нет опыта работы, 99%, что такой деятель все провалит.

- Что делать, если представитель общины попал в беду?

- Зависит это от уровня беды. Если человек преступил закон, то пусть отвечает по всей строгости. В 2015 году была драка в одном из кафе Екатеринбурга – убил, сел.

- А если у человека обнаружили смертельное заболевание, как ему быть?

- Все на общих основаниях. Был случай, когда моему дальнему родственнику стало плохо. Его привезли в больницу в воскресенье. Врача не было на месте, его отказались принять, отправили домой. До понедельника человек не дожил.

- И что было потом? Разборки с больницей, кто-то понес наказание?

- Нет – мы не стали поднимать шумиху. Всякое бывает.

- Кого в диаспоре можно назвать самым уважаемым человеком? Прямо таким безусловным авторитетом?

- Это председатель диаспоры «Ани-Армения» Масис Хачикович Назарян. Человек уважаемый. Представляет наши интересы. Это очень открытый и доступный человек – прийти к нему может каждый вне зависимости от статуса и прочего.

- Какая в последнее время тебе вспоминается самая трудноразрешимая ситуация? Которая, скажем так, не относится к разряду «не заплатили на стройке»?

- Человек умер. Долгое время лежал в городском морге. Но у него никого не было, а похоронить его надо. Силами общины решили вопрос. Хотя никто даже не знал, кто это. Вопросы касались финансов – заказать гроб, вырыть могилу, все остальное уже было нетрудно.

- В Екатеринбурге имеется храм армянской апостольской церкви. Как ты оцениваешь его объединяющую роль для членов диаспоры – велика или не очень?

- Очень велика. Храм- наша святыня. Мы чтим много традиций. Когда наступают праздничные или памятные дни, мы обязательно идем в церковь. По воскресеньям проходит литургия, и каждый желающий может прийти помолиться. Это место, где мы все встречаемся.

Армяне, осевшие в Свердловской области, нашли работу в разных сферах. Некоторые из них трудятся в ресторанах и небольших заведениях общепита, другие делают карьеру в спорте, например, в борьбе. Часть армян работает таксистами или являются сотрудниками офисных центров.

По заверениям екатеринбуржцев, армяне показывают себя как едва ли не самые вежливые водители, прекрасные и остроумные собеседники. Один из них является сотрудником «Яндекс.Такси», но свое имя он просит не упоминать. Наш собеседник окончил Ереванский госуниверситет и по специальности является преподавателем истории, среднюю школу он закончил еще в советское время, а вуз – после перестройки. В Россию приехал в 90-е годы и осознал, что в качестве таксиста сможет заработать больше, чем в Армении по специальности.

Племянник нашего знакомого живет в Екатеринбурге и учится в одной из городских школ. Парень периодически становится участником конфликтов на национальной почве. Русские сверстники, как и 25 лет назад, во время первой миграционной волны, иногда зовут его «х...к». В этих случаях дядя вынужден приходить к директору школы и учителям, разговаривать с родителями одноклассников. В общем, поступать как любой взрослый, независимо от национальности.

Сотрудник «Яндекс.Такси» просил не публиковать его имя, не согласился сфотографироваться для статьи, но как историк озвучил свое мнение относительно «Бессмертного полка». В свое время, напомнил наш собеседник, депутат Госдумы Наталья Поклонская принимала участие в акции с фотографией Николая Второго. «Как же так? Ведь это акция в память погибших на войне советских воинов. Какой же из Николая Второго может быть красноармеец?» - недоумевает таксист.

Кто есть кто

Настоятель церкви святого Иоанна Предтечи (Сурб Ованесс-Карапет) армянской апостольской церкви Аристакис:   

- Статистика - вещь великая. Если взять по количеству народа, который жил в СССР, и воинов, которых дала армянская земля, – все станет понятно без лишних вопросов. Так что никто не имеет права лишить народа-победителя духовного удовольствия нести свой национальный флаг на акции «Бессмертный полк».

На этом отец Аристакис счел, что о проблеме больше не стоит и говорить. Тем более что накануне Дня Победы в Доме народов Урала открылась экспозиция, темой которой стал вклад армянского народа в победу в Великой Отечественной войне. Как говорит председатель правления Ассоциации национально-культурных объединений Свердловской области Фарух Мирзоев, обновление выставки происходит регулярно, и то, что все это совпало со скандалом в Екатеринбурге, - не более чем случайность. Однако выставка лишний раз стала подтверждением того, что у армян и русских общие права на Победу.

Поэтому темой нашей дальнейшей беседы с отцом Аристакисом стала жизнь членов армянской общины на Среднем Урале. 99% армян, проживающих в регионе, по словам настоятеля, считают себя прихожанами армянской апостольской церкви.

Армяне, как и русские, то есть православные христиане, считают себя воцерковленным народом. «По последним исследованиям и социологическим замерам, армяне вошли в число самых верующих народов. Поэтому все себя считают «чадами» армянской церкви. По церковным праздникам у нас так людно, что я даже в прошлогоднюю Пасху сам делал фотографии прихожан – был поражен их числом».

В подтверждение своих слов отец Аристакис демонстрирует снимки на смартфоне. И действительно, снаружи и внутри церкви святого Иоанна Предтечи видно очень много людей.

«Принять и выслушать человека - это прямое проявление служения. Люди оказались в этом городе, освободились, переехали, к кому обратиться? Тем более все знают про храм, которому уже четыре года. Так что все знают, что в Екатеринбурге действует армянская церковь. Поэтому все идут сюда  - поодиночке, с семьями. Из колоний тоже идут сюда. Есть такие, у кого нет успешных родственников на Урале или знакомых бизнесменов, на помощь которых можно на первое время положиться», - говорит настоятель.

Что важно, посетить церковь святого Иоанна Предтечи в Екатеринбурге может любой желающий, независимо от его вероисповедания и национальности.

«Если человек вошел в храм, он не должен отсюда уйти, не ощутив любовь», - поясняет Аристакис.

Действительно, Сурб Ованесс-Карапет отличается необыкновенным гостеприимством и привлекает людей простотой внутреннего убранства. Здесь нет лишней позолоты и помпы, интерьер совсем простой. Это старая традиция армянской апостольской церкви. «Все знают, что наши храмы отличаются аскетизмом. Мы храним эту традицию и намеренно пытаемся простую каменную церковь превратить в живую», - говорят здесь.

Ошибочно думать, что армянская апостольская церковь готова принять в свое лоно каждого страждущего. Существует ряд объективных препятствий: проходят богослужения на классическом армянском языке VI-VIII веков.

«Представляете вы себе русского человека, который будет учить этот древний язык? Я сомневаюсь. Думаю, это нереально и несерьезно. В армянской церкви в практике такого не было: 99,9% служителей и прихожан – это этнические армяне. Я не представляю себе такого священника - прецедентов не было. Конечно, есть люди, которые хотят войти в лоно армянской церкви. Но наша церковь очень монолитная, не каждый может в нее войти. Главным образом потому, что это будет необычно и такой человек будет явно чувствовать себя не слишком комфортно», - говорит Аристакис.

Но бывают и исключения. Например, если речь идет о смешанных семьях, где муж армянин, а жена русская, или наоборот. «В таком случае мы человека крестим. Потому что я уверен, что не могут быть супруги разной веры», - пояснил настоятель.

Сурб Ованесс-Карапет является единственным армянским храмом на территории Свердловской области, а отец Аристакис – единственный предстоятель. Еще одна церковь скоро появится в Перми, в Магнитогорске имеется действующий приход.

«Надеюсь, скоро я буду не один, и мне станет легче в служении. В храм в Магнитогорске мне приходится ездить самому. Как придется. Порой приходится проехать 1,5 тыс. км. Это трудно, но я обязан это делать»,  - отметил собеседник ЕАН.

Как добавляет отец Аристакис, исполнительные власти всех уровней пока не стремятся найти плотное взаимодействие с армянской апостольской церковью, чего нельзя сказать о других конфессиях. Впрочем, совсем вниманием церковь тоже не обделена – ее представители активно участвуют во всех дискуссиях, актуальных для общества.

Едва ли не самой распространенной формой деятельности для армян, приехавших жить и работать на Урал, является сфера общепита. Скажем, если в центре Полевского вы спросите, где можно вкусно поесть, вам посоветуют пойти «к армянам», то есть в неприметное кафе у ДК Северского трубного завода. Без преувеличения, от местного плова, лаваша и самсы можно ум отъесть.

Конечно, армяне находят занятие и в других сферах – например, в политике или бизнесе. Получается иногда хорошо, иногда не очень. Например, Сарксис Агаджанян, о котором упоминалось выше, благодаря работе в молодежном правительстве Свердловской области получил прекрасный шанс продолжить общественную работу и политическую карьеру. Именно этим и планирует заниматься член партии «Единая Россия». Причем работать он планирует не только с земляками, но и с коренными уральцами, которые стали его друзьями еще в школьные и институтские времена.

Другой пример – депутат свердловского Заксобрания Армен Карапетян, ставший живой иллюстрацией стремительного взлета и столь же быстрого падения. Когда Карапетян стал членом регионального парламента, он почти не говорил по-русски и везде появлялся в сопровождении двух охранников. Разумеется, этим он сильно выделялся. Но вскоре весу депутата добавил тот факт, что он начал регулярно попадать в состав зарубежных правительственных делегаций.

Однако успех продлился недолго. Депутат стал участником нескольких скандалов с невыполненными дорожными контрактами (полученными ООО «Жасмин» и ООО «Эмма», владельцем которого является брат депутата Рафик), попал в мутную историю с похищением молодого человека своей дочери, в состоянии алкогольного опьянения попался в руки гаишников. Произошло это 10 декабря 2016 года – пошатнувшееся реноме депутата было добито кадрами его потасовки и пререканий с полицейскими, которые облетели практически все федеральные СМИ.

В Армении хорошо относятся к России

Сотрудница правительства Свердловской области Арина Батурина недавно посетила гостеприимную Армению. Она поделилась с журналистами ЕАН впечатлениями от прошедшего отпуска.

«Многие бывали в России в советские годы и называют Екатеринбург Свердловском. Очень хорошо относятся к России и русским. Прекрасно говорят по-русски, молодежь немного похуже. Я ожидала увидеть истерзанную войной и экономическими трудностями страну. Но приехала в процветающий край с интеллигентными и дружелюбными людьми. Молодцы они просто! Помогают и друг другу, и всем приезжим стремятся помочь, очень гордятся своей страной, и им приятно, что нам там тоже нравится».

Я встречала армян из России (но не из Екатеринбурга), которые ездили туда погостить к родственникам, некоторые впервые за долгие годы, возвращались счастливыми. Но я поняла, что активно ездить все стали недавно, так как было мало рейсов и цены на них конские.

Из России сувениров не видела. А из Армении все везут прекрасное вино и фруктовую водку. Вина у них крутые, они планируют выходить на российский рынок. Сухофрукты – нереального вкуса. Лучше всего туда ехать осенью, когда море фруктов. А вообще в плане кухни все вкусно. Армяне - очень хорошие повара, в самой стране представлена не только армянская, но иранская и ливанская кухни. Иран совсем рядом, страны находятся в хороших отношениях. Традиционные вкусняшки - долма, пятьсот блюд из баранины, гранатовое вино, салат из абрикосов и говядины удалось попробовать, салат из мальвы и помидоров».

Живущие на Урале армяне в целом ничем не отличаются от остальных. Взрослое поколение следует правилам и порядкам, молодежь, как и представители других национальностей, подвержена условностям гораздо меньше. В процессе интеграции, конечно, существенную роль играет Интернет, ускоряя и упрощая его. Армяне смотрят то же самое, что и остальная молодежь: новости, фильмы, блоги, концерты, клипы. В общем, все то же самое, что и у других.

Кстати, у армян и русских даже звезды шоу-бизнеса зачастую одни и те же. Иногда они приезжают сюда, причем национальной принадлежности большинство не придает абсолютно никакого значения. А порой о ней вовсе не задумываются или не догадываются.

Эти люди имеют большую популярность не только в среде армян, но и в России или даже во всем мире. Это такие персоны, как великий шансонье Шарль Азнавур, шоумен Гарик Мартиросян, режиссеры Эдмонд и Тигран Кеосаян. Сложно представить, но эстрадная певица Ирина Аллегрова по происхождению тоже армянка!