Что не так с масштабным ремонтом дорог в Омске? Мнение экс-начальника отдела УГАДН

Эксперт обозначила две серьезные проблемы, которые все игнорируют, и поделилась наблюдениями о работах, которые проводят сейчас.

О спорных моментах в реализации программы «Безопасные и качественные дороги» в Омской области рассказала бывший начальник отдела автодорожного надзора УГАДН по региону Виктория Оконченко. Текст далее написан от ее имени. 

Омская область второй год входит в федеральную программу «Безопасные и качественные дороги», согласно которой в 2017 и 2018 годах из федерального бюджета выделялось финансирование на ремонт и содержание дорог в Омске и в радиусе 50 км от него. Годом ранее масштабный ремонт в Омске проводился на отчисления системы «Платон». В обоих случаях из регионального и муниципального бюджетов добавляется солидное софинансирование.

Увы, на асфальтобетонном покрытии отремонтированных дорог вновь появляются серьезные дефекты еще до окончания гарантийного срока. В рамках обычного ремонта устранить их невозможно. Например, на ул. Волгоградской после ремонта, выполненного в 2016 году, снова образовалась колейность, а на ул. Суворова и 22 Декабря, где покрытие ремонтировали с применением горячей регенерации, вновь появилась просадка, и это далеко не полный список проблемных улиц. Почему так происходит? Попробуем объяснить.

Уже подход к отбору улиц, подлежащих ремонту, был неправильным. Напомню, перечень сформирован преимущественно по жалобам граждан на состояние дорог, а также по результатам голосования жителей насчет того, какие магистрали необходимо отремонтировать в первую очередь. 

Когда перечень дорог для ремонта определен, заказчик (по городу это бюджетное учреждение «Управление дорожного хозяйства и благоустройства») разрабатывает сметную документацию на каждый объект. Единственным основанием для этого является визуальное (!) обследование состояния дорог, которое при объезде проводят представители дорожных участков в каждом административном округе. Ранее участки входили в состав УДХиБ. Такой осмотр обнаруживает не все дефекты, более того, он не определяет характер и причину разрушения.

Зачастую, уже выполняя работы, подрядчик обнаруживает неприятные сюрпризы: старую теплотрассу или не функционирующую водопропускную трубу. Денег на их демонтаж нет, так как смета, естественно, этого не отражает. Такие участки просто перекрывают, оставляя неровность или просадку. Претензии к подрядчику по данному поводу не предъявишь: во-первых, работы не были предусмотрены сметой, а во-вторых, данные объемы относятся уже к капитальному ремонту.

Такой случай был в 2016 году на ул. Воровского. О теплотрассе, которая в летний период начинает подниматься и просто выдавливает покрытие, отлично знали в дорожном участке ЛАО Омска, однако при обследовании они просто забыли отразить эту особенность. Устранять неучтенную неровность подрядчик категорически отказался, да и средства на ремонт улицы уже были освоены полностью. Так на отремонтированном участке осталась лишняя неровность, а с ней появился знак «Ограничение скорости».

Но это еще полбеды. Гораздо страшнее, когда подрядчик сталкивается с глубокими разломами и выбоинами, которые уходят в основание дороги, или же обнаруживает кирпичный бой под снятым слоем асфальтобетонного покрытия, а средства на устранение этих дефектов сметой не предусмотрены.

Как избежать этого? Проводить диагностику улиц! В Омске этого, к сожалению, не делают. Причем все контролирующие структуры об этом знают, но как-то упускают из виду. Вот и получаем кота в мешке в виде стандартной сметы, которая не отражает всех дефектов, причин их образования и методов устранения. Между тем необходимо понимать, какие дефекты покрытия можно устранить при проведении как раз ремонтных работ, а какие возникли из-за снижения прочности основания и требуют уже капитального ремонта.

Конечно, в рамках БКД Омской области выделяют огромные, по нашим меркам, средства из федерального бюджета на содержание и ремонт. И, может быть, на фоне вечного безденежья прошлых лет областные городские власти постарались использовать эти деньги по максимуму, выбрав как можно больше улиц для ремонта. С 2016 по 2018 год будут отремонтированы почти все основные магистрали. В частности, в этом году работы пройдут на пр. К. Маркса и ул. Красный Путь, эксплуатационное состояние которых можно считать удовлетворительным.

Но возникает вполне естественный вопрос. Как же быть с дефектами, которые не удалось устранить в рамках ремонта? Как быть с устройством той же ливневой канализации? Жители постоянно спрашивают о ней и считают ее отсутствие основной причиной разрушения покрытия проезжей части. Представители власти области и города Омска постоянно обещают, что ливневая канализация непременно будет, но позже, ведь ее устройство проводится только при капитальном ремонте.

При этом чиновники как бы упускают, что если объект (улица) один раз уже попал в программу «Безопасные и качественные дороги» по содержанию и ремонту, то на дальнейшее финансирование можно не рассчитывать. И если улицу снова заявят в программу уже в рамках капитального ремонта или реконструкции, это будет расценено как нецелевое использование ранее выделенных средств. К сожалению, это касается и работ по содержанию, в частности, монтажа элементов обустройства: дорожных знаков, светофорных объектов, остановочных павильонов и т. д. Так, ограждений, которые установили у пешеходных переходов и остановок общественного транспорта в 2017 году, абсолютно недостаточно. Мало нанесли и разметки с использованием светоотражающих шариков. Конечно, на этих участках можно будет провести какие-то работы, но уже за счет бюджета Омска. А он, сами знаете, совсем незначительный.

Как это возможно при реализации программы «Безопасные и качественные дороги»? Очень просто: разработчикам федеральной программы даже на ум не придет, что можно планировать работы без диагностики. Ведь это прописная истина: сначала диагностика, потом проектно-сметная документация, затем выполнение работ. Остается только надеяться, что в 2019- 2025 годах, если Омская область останется в программе, перечень объектов будут составлять на основании диагностики с учетом всех требований.

Напоследок хочу поделиться своими наблюдениями о том, как проводятся ремонтные работы на пр. К. Маркса (от ул. Лобкова до ул. Лермонтова). В целом безопасный проезд по проспекту был обеспечен, но на всем протяжении ремонтного участка имеются значительные дефекты: различные трещины в районе железнодорожного вокзала, глубокие проломы и выбоины от остановки «Хлебозавод» до «Транспортного института», колейность у пл. Ленина. Однако виды работ, включенные в смету, одинаковы на всем протяжении. На участке, где в настоящее время проводятся работы, проведено фрезерование верхнего слоя покрытия на фиксированную толщину — 5 см, затем идет переработка старого асфальта с добавлением нового материала. Согласно смете толщина нижнего слоя — 6 см. Тут-то и начинаются вопросы. Как быть с дефектами, которые не устранились после фрезерования? Неглубокие трещины опасности не составляют и никак не отразятся на прочности нижнего слоя покрытия, уложенного путем регенерации. А разломы, глубокие выбоины, колейность? Поверьте, снятие 5 см фрезой не устраняет их: причины их образования скрываются под покрытием, в основании дорожной одежды, а этого ремонт уже не предусматривает.

Еще интересный вопрос, почему после фрезерования не взяли вырубки (керны) старого слоя, прежде чем приступить к его переработке? И что получится при таком подходе? Взятые в трех местах керны, наверное, покажут. Кстати, вновь уложенный нижний слой асфальтобетонного покрытия крайне неоднороден, имеются раковины из-за плохого промеса, при этом толщина слоя явно колеблется от 2 до 4 см — и это при 6 см, прописанных в смете. Вместе с тем на участке у остановки «Дом печати» проглядывает кирпичный бой. Не знаю, что в этом случае будут перерабатывать и что добавлять. Конечно, если соблюдать все требования при выполнении горячей регенерации, да еще с устройством верхнего слоя покрытия из ЩМА, сложно уложиться в сумму контракта. Поэтому и заказчик, и подрядчик, и стройконтроль находятся в одной лодке: именно от них зависит, будет ли объект сдан в определенный срок с полным комплектом подписанной исполнительной документации. Ведь не выполнить — значит нарушить требования программы и попасть под угрозу исключения из БКД. Это невыгодно никому.