А есть ли будущее у сельских школ?

Люблю я иногда во время трапезы подеградировать и почитать развлекательную ленту. И сегодня в ленте Дзена и наткнулся на интересную статью, которая была опубликована на сайте завуч.инфо. В статье рассматривалась проблема закрытия сельских школ.

Так как я сам работаю в сельской школе, и учился в сельской школе, то прочитал статью до конца. А ведь на самом деле – идет какая-то нездоровая волна не только против сельских школ, а сельской местности в целом.

В статье приводится такая статистика – в 1995 году в России было 47 тысяч сельских школ, а сегодня всего лишь 24,6 тысяч. При этом 2,5 тысячи школ были «оптимизированы» за последние 3 года (но мы то с вами понимаем, что такое оптимизация).

А может быть на самом деле проще закрыть школу и возить детей за 10-20 км в соседнюю школу?

Вроде бы как не выгодно государству содержать 10 учителей (зарплата), которые обучают всего 30-50 человек. Резон в этом есть. Да и учителям в маленькой школе трудно заработать больше, чем ставка, ибо часов получается мало.

Если закрывается школа, то детей переводят в другую школу, которой выдают автобус (или используют старый). Можно представить, сколько сегодня стоит новый автобус. А если учесть тот факт, что у нас есть интересный закон, который запрещает использовать для перевозки детей автобусы старше 10 лет, то получается, что содержать систему «школьный автобус» не очень то и дешево. Плюсуем сюда расходы на ГСМ, которые довольно не маленькие.

И чего-то мне кажется, что такая оптимизация даже как-то затратнее, нежели содержание небольшой деревенской школы.

А как же дети? У нас про детей думают только тогда, когда сами понимаете что. Получается 1,5-2 часа в день ребенок тратит только на дорогу дом-школа-дом.

Школа закрылась, через пять лет от деревни осталось лишь несколько домов. Все, кто помоложе, переехали туда, где есть школа (соседнее село или районный центр), ради своих детей.

А что же делать?

Я вижу только один выход – чтобы не было вопроса закрывать школу или не закрывать (ввиду небольшого количества потенциальных учеников) нужно хоть как то стараться поддерживать развитие сел, создавать рабочие места, восстанавливать разрушенную инфраструктуру.

А еще у меня такая мысль есть – было бы неплохо, если бы выпускникам сельских школ при поступлении давали бы какие-то небольшие льготные баллы. «А чего это?» (спросят многие читатели). Все потому, что сельские и деревенские школьники изначально находятся в неравных условиях по сравнению с городскими школьниками.

Ни для кого ведь не секрет, что в сельской местности учителя зачастую ведут предмет совершенно не по своему профилю (отсутствие кадров). Естественно, что научить так же, как специалист, они при всем желании не смогут. А еще в городских школах есть профильное обучение в старших классах, что намного облегчает сдачу экзаменов по нужным предметам на высокий балл.

Но это так, мысль вслух.