Беды деревенских школ

13.07.2018

В этой статье я хотел бы сделать некоторые выводы, которые я могу сделать на основе своего опыта касательно бед сельских школ. Запросто можете со мной не согласиться, но я пишу то, что вижу своими глазами. Я был почти во всех сельских школах нашего района, также многократно был в школах нашего районного центра (который город), плюс я проходил практику в двух городских школах.

- Финансирование по остаточному признаку (это мне так кажется). У нас обычная мультимедийная установка является роскошью. У нас много мебели, датированной 70-ми годами прошлого века. Компьютерам по 10 и более лет (я про это уже писал). Вечная проблема с инвентарем для уроков физкультуры. В деревенских школах можно легко снять фильм про 1975 год, при этом совершенно не нужно готовить никакие декорации.

- Недостаток учителей-специалистов. Я не знаю почему, но за «охрененные» зарплаты (про которые говорят по телевизору) почему-то никто не идет работать в школу. Учителя вынуждены вести предметы не по своему профилю. Это очень сложно, особенно, когда нужно готовить учеников к ОГЭ и прочим ЕГЭ, а ты и сам не особо владеешь предметом (мне, возможно, на следующий год это предстоит испытать).

- «А почему вы не пришли на МО, вебинар, соревнование, выставку (нужное подчеркнуть)?». Да потому что у нас большая проблема добраться до районного центра. Реально, это уже не смешно. По каждому пустяку нужно ехать в район. А на чем? Хорошо, если свой автомобиль есть (а без автомобиля в деревне не выжить вообще), или школьный автобус отправят, если он очередной раз не в ремонте.

- Я не знаю с чем это связано (может быть политика такая – «борьба с ненужными людьми), но население деревни деградирует. Конечно, это не все, но количество маргиналов увеличивается чуть ли не в прогрессии. Стало очень много случаев, даже не знаю, как назвать, когда переезжают лица из города, покупая домик за 100 тысяч с помощью материнского капитала. Разница постепенно пропивается. Денег нет, но «понтов» полный вагон – «Мы жи из города, а вы деревенские нихто».

Интеллектуальный уровень родителей детей ниже каждый год. Мало кто имеет высшее образование, в очень лучшем случае ПТУ. Много людей с максимальным уровнем образования 9 (8) классов. Работать учителям с такими родителям очень сложно. Большинство из них живет по принципу «Мы верим телевизору и цитатам Стэтхема».

Типичный диалог на родительском собрании:

- А почему учителя кружки и секции всякие не проводят.
- Нам это никто не оплачивает.
- У вас итак зарплаты большие, вон по телевизору опять говорили, что подняли. Вы обязаны.

Все, кто хочет просто жить как человек, но не может найти работу в деревне, уезжают в город.

- Не знаю где как, но в сельских школах есть проблема с учебниками. Я в первых записях писал, что у нас не было учебников по информатике (их дали спустя несколько месяцев после начала учебного года). Опытные учителя уже догадались обмениваться учебниками с другими деревенскими школами.

- А давайте мы вам два учебника по русскому, а вы нам три по ОБЖ.
- Это неравноценный обмен.
- Хорошо, можем дать сверху два учебника по информатике за 9 класс.
- Годится.

Для «людей со стороны» сразу поясню – школа не занимается закупкой учебников, школа дает лишь список того, что нужно. Ну а этот список либо исполняется, либо нет, либо не сразу.