Держи цены смолоду

18.01.2018

Сегодня в школе пресекли факт мелкого предпринимательства. Очевидно, призыв «отправляться в бизнес» поняли не только учителя, но и очень умные ученики. Именно умный ученик стоял сегодня в учительской «на беседе».

Обычно на «пятачке» возле директорского стола, понурив головы, стояли хулиганы или двоечники (или всё в одном лице). А сегодня там стоял почти отличник десятиклассник Петя. Оказывается, Петя дает списывать домашнее задание за деньги. Такса стандартная – 50 рублей.

Вот и начали его учителя как бы «позорить», мол, нехорошо с товарищей деньги брать, ты же оказываешь им «медвежью услугу». А Петя и не хочет сдаваться, на реплики учителей он парирует «а до этого они бесплатно списывали, это хорошо?». Похоже, учителя были поставлены в тупик. Дали слово мне. Я прежде уточнил у Пети:

- А как же учителя узнали, что ты даешь списывать за деньги?

- Да Галька, дура, прямо на уроке заорала, что зря мне полтинник дала за домашнее, а ее даже и не спросили.

- Чего-то ты Петя дешево берешь, я бы брал сотню, - пошутил я, не зная чего вообще нужно говорить в таких ситуациях.

Учителя не поняли, что это была шутка, а расценили фразу как дельный совет, поэтому на меня тихо запшикали.

- Михаил Андреевич имел ввиду, чтобы ты так больше не делал, - перевела мои слова завуч.

- Так ведь за знания нужно платить. Правильно? – Петя пошел в атаку.

- Правильно, но лучше это делать после того, как ты закончишь школу.

- Ну, так я одноклассников и готовлю к взрослой жизни.

Видя, разговор пошел куда-то не туда, Петю отпустили на перемену.

Конечно, если рассуждать как учитель, то поступок Пети является отрицательным – брать со своих одноклассников деньги (при условии, что они их не зарабатывают) довольно не красиво.

Но если посмотреть с другой стороны – Петя потратил время на решение домашнего задания, а Галя в это время курила где-нибудь за сарайками или семечки щелкала на лавочке. Почему чужой труд должен достаться ей бесплатно? Ведь отказать в списывании тоже нельзя, это будет как-то не по-товарищески.

Все пароли, явки и имена изменены. Случай был на самом деле.

Мне нравится один исторический анекдот:

"Однажды Уатта пригласили найти неисправность в большой паровой машине. Так как хозяева из-за простоя несли большие убытки, и другие инженеры сделать ничего не смогли, они пригласили самого изобретателя паровой машины и обещали заплатить 1 000 долларов, огромные деньги по тем временам.
Уатт трижды обошел вокруг машины, потом попросил большую кувалду. Ему принесли кувалду, он примерился и ударил по кожуху машины. "Теперь запускайте", - сказал он. Машина заработала. После этого начинается самое интересное. Хозяевам стало жалко платить 1 000 долларов за один удар кувалдой, они чувствовали себя одураченными. Тогда они решили схитрить и предложили Уатту написать счет, чтобы затем его попытаться оспорить. Уатт взял лист бумаги и написал следующее. За удар кувалдой - 1 доллар, за знание, куда ударить - 999 долларов. Хозяева была вынуждены выплатить гонорар полностью."

В нашем 21 веке этот анекдот вполне обыденная явь. Сколько у нас специалистов? Много. А хороших специалистов? Мало. А отличных специалистов? Единицы.