12 шагов для исцеления системы образования

09.04.2018

Высшая школа экономики (ВШЭ) и Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина представили план масштабной образовательной реформы

«Опять реформы», — возмутились одни. «Наконец-то реформы», — возразили другие. При этом общая сумма, необходимая для изменений (8 триллионов рублей) смутила, кажется, почти всех.

Как известно, в успешной программе должно быть ровно 12 шагов, и именно столько предлагают ВШЭ и ЦСР — их экспертный доклад носит название «12 решений для нового образования». План действительно состоит из 12 проектов, для каждого из которых авторы прописали, какова причина для этого конкретного элемента реформы, что она должна принести и как плохо будет, если от этой части отказаться.

Кратко рассказываем, что же предлагают эксперты, какую картину будущего без реформы они рисуют и сколько эта реформа будет стоить.

Что будет, если образование сейчас не реформировать?

Россию ждёт глубокое технологическое и научное отставание от всего цивилизованного мира. Расслоение населения по уровню качества образования станет огромным: большинство российских школ и вузов попросту не смогут обеспечить конкурентноспособное образование. Поэтому усилится миграция среднего класса в города-миллионники и столицу — люди будут уезжать из регионов за образованием. 

К 2050 году человеческий капитал страны сократится на 25%. В конечном счёте страна настолько отстанет от требований времени, что под вопросом окажется её технологическая самостоятельность. 

Динамика уровня ВВП на душу населения и производительности труда в России, 2016 г.
Динамика уровня ВВП на душу населения и производительности труда в России, 2016 г.

Каким авторы реформы видят образование будущего?

1. СОЗДАТЬ В СТРАНЕ СИСТЕМУ ПОДДЕРЖКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ

Для всех детей от 0 до 3 лет будут созданы службы сопровождения, работники которых должны отслеживать динамику физического, психического и социального развития ребёнка и консультировать семьи. На каждого ребёнка будет заведена электронная карта развития. Всё это позволит своевременно обнаруживать и корректировать отклонения в развитии детей.

2. ЗАМЕНИТЬ УЧЕБНИКИ НА ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

К 2023 году страна должна перейти на систему цифровых учебно-методических комплексов, которые заменят традиционные учебники и бессмысленную школьную документацию. Элементами этой электронной системы станут: 

  • облачные сервера с постоянно пополняющейся базой образовательных материалов;
  • фильтры-поисковики, которые будут выдавать ссылки на качественные образовательные ресурсы;
  • обучающие игры и симуляторы;
  • тесты, планы уроков и другие необходимые учителю источники для уроков;
  • всеобщий доступ к качественным онлайн-курсам от лучших учителей и профессоров по всем дисциплинам, как основным, так и дополнительным;
  • система электронной оценки и обратной связи между учениками, родителями и педагогами.
Система будет учитывать успехи и интересы каждого ученика, то есть образовательный процесс станет персонализированным.

3. НАПРАВИТЬ БОЛЬШЕ ДЕНЕГ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ  ИНФРАСТРУКТУРУ

Пункт из разряда «всего нужно больше»:

  • построить две тысячи новых школ для избавления от вторых и третьих смен;
  • капитально отремонтировать пять тысяч старых школ;
  • все школы подключить к высокоскоростному интернету;
  • заменить и отремонтировать все старые автобусы, которые подвозят учителей и учеников в школы;
  • открыть в детсадах более 300 тысяч мест для детей ясельного возраста.

Важнейший момент этого пункта — примечание, согласно которому этот проект «является необходимым условием для реализации других предлагаемых проектов». Иначе говоря, сейчас подходящей инфраструктуры для полноценной реформы нет.

Финансовая модель государственно-частного партнёрства (ГЧП) при строительстве двух тысяч новых школ
Финансовая модель государственно-частного партнёрства (ГЧП) при строительстве двух тысяч новых школ

4. ВНЕДРИТЬ ПРОГРАММУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

До половины неуспешных учеников сконцентрировано в 25% российских школ — это в основном школы на окраинах крупных городов, где проживает много семей с ограниченными экономическими возможностями.

К неуспешным относятся и все те школьники, которые после девятого класса ушли за средним профессиональным образованием (СПО). Оно сильно отстаёт от качества образования в старшей школе.

Чтобы улучшить ситуацию, проект предполагает систему социально-экономического выравнивания: 

  • доступные всем годичные курсы для подготовки ребёнка к школе;
  • бесплатные дополнительные занятия для школьников из малообеспеченных семей;
  • социальные стипендии в 80% от прожиточного минимума;
  • введение ЕГЭ в учреждениях СПО;
  • дополнительная поддержка школ, работающих в сложном социальном контексте.

5. ОБНОВИТЬ ПРОГРАММУ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рынок труда в современном мире стремительно меняется, и владение современными технологиями — один из важнейших навыков для выпускника. Однако программы технического образования в школах и учреждениях СПО устарели, они не соответствуют не то что мировым, а даже внутрироссийским запросам рынка.

Для этого, в частности, нужно улучшить и обновить:

  • улучшить и обновить все программы, касающиеся развития технологий (это и информатика, и, например, естественные науки);
  • внедрить ГИА и ЕГЭ по программе технического образования;
  • создать сети центров опережающей подготовки в области высоких технологий;
  • перевести 60% программ СПО в программы прикладного бакалавриата и в программы получения конкретных квалификаций в центрах опережающей подготовки.

6. РАЗВИВАТЬ И ПОДДЕРЖИВАТЬ ТАЛАНТЛИВЫХ УЧЕНИКОВ

Здесь предполагается большое количество предсказуемых мер, вот некоторые из них:

  • построить 40 образовательных центров по модели сочинского «Сириуса»;
  • подготовить в вузах наставников, которых будут отправлять в школы;
  • создать при ведущих вузах лицеи для старшеклассников (у ВШЭ такой уже есть);
  • увеличить «веса» профильных и предпрофессиональных достижений в конкурсном отборе в вузы.

7. ЗАПУСТИТЬ СИСТЕМУ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

У России сейчас один из самых низких показателей вовлечённости взрослого населения в образование — 17% против 40% в среднем по Европейскому Союзу. При этом наша страна лидирует по количеству студентов-заочников. 

Реформа предполагает использовать инфраструктуру заочных отделений и многопрофильных колледжей для создания системы life-long learning'а — непрерывного образования. Это будут центры образования взрослых, привычные заочные программы будут конвертированы в сетевой формат. Также будет создана  национальная электронная платформа образовательных программ для взрослых и сервисов трудоустройства.

8. УСИЛИТЬ ПОДДЕРЖКУ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ 

В первую очередь речь идёт о грантовой поддержке региональных университетов и передаче в их состав уже сложившейся инфраструктуры — бизнес-инкубаторов, технопарков и других таких объектов. 

А лидирующие федеральные вузы должны будут обеспечить качественное преподавание дисциплин, записав онлайн-курсы, по которым будут учиться студенты в регионах. 

9. ФИНАНСИРОВАТЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В мировых научных и технологических областях передовых исследований Россия представлена очень слабо, университеты страны отстают в таких областях, как урбанистика, транспорт, сельское хозяйство, медицина и биомедицина.

Предлагается увеличить финансирование фундаментальных исследований и приглашать ведущих и перспективных ученых со всего мира в качестве преподавателей. Государство должно обеспечить высокую зарплату таких педагогов (подобная модель успешно действует в Китае).

Кроме того, предлагается бесплатно предоставлять российским учёным доступ ко всем значимым издательским базам и базам данным.

10. МАССОВО ПРИВЛЕКАТЬ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Нужно превратить Россию в экспортёра образования — в университетах страны должны быть полноценные тьюторские программы для иностранных студентов, подыскивать которых будут специально созданные маркетинговые агентства. Окончившие российскую аспирантуру иностранцы будут получать российское гражданство. 

В ведущих вузах абсолютное большинство преподавателей должны будут освоить английский, чтобы преподавать курсы иностранным студентам.

11. УСИЛИТЬ ВНЕДРЕНИЕ В ШКОЛЫ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ XXI И «НОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Этот курс в школьном образовании взят давно, но пока получается плохо и российская школа остаётся по большей части в XX веке. 

Кроме массового внедрения цифровых технологий в образовательный процесс (в том числе полного перевода ЕГЭ в цифру), в реформе предлагается внедрить в школы современные воспитательные практики, ориентированные на «развитие социальных навыков, установок солидарного действия для общего блага».

12. ПЕРЕПОДГОТОВИТЬ УЧИТЕЛЕЙ И ИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Управленческие команды образовательных учреждений и педагоги должны будут пройти программу повышения квалификации, освоить цифровые технологии, методики преодоления неуспеваемости учеников, методики развития интереса, мотивации и универсальных компетенций.

Это должна  быть глобальная программа сертификации работников образования с усиленной практической составляющей.

Сколько это стоит?

Сегодня Россия занимает одно из последних мест по уровню расходов на образование в процентах от ВВП — 3,6%. Расходы снижаются с 2012 года.

Расходы на образование в процентах от ВВП в разных странах.
Расходы на образование в процентах от ВВП в разных странах.

По мнению авторов реформы, российская система образования нуждается в увеличении финансирования. Сценариев финансирования три: хороший, плохой, злой.

ОПТИМАЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Бюджетные расходы на образование к 2024 году достигают 4,8% ВВП. К 2024 году удастся ликвидировать и третью, и вторую смены в школе. Пройдёт цифровая модернизация образования. Количество неуспешных выпускников снизится с 25% от общего числа школьников до 10%.

БАЗОВЫЙ СЦЕНАРИЙ

Расходы достигнут 4,4% ВВП. Основные проекты реформы будут реализованы, а вот цифровую модернизацию придётся отложить до 2025-27 годов. Не удастся преодолеть дифференциацию по качеству образования, вторая смена останется, в яслях будет нехватка мест.

ИНЕРЦИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ

Расходы удастся вернуть на уровень 4% ВВП. Масштабной модернизации не будет, дополнительное образование детей и взрослых будет платным. Программу онлайн-курсов для всех вузов создать удастся, остальные цифровые новации останутся на уровне отдельных экспериментов.

Объём необходимого финансирования при разных сценариях.
Объём необходимого финансирования при разных сценариях.

Разве этот план вообще возможно реализовать? Или нас ждёт самый плохой сценарий?

Пока однозначно ответить на этот вопрос сложно. Часть предложенный мер (например программа онлайн-курсов) вообще не требует значительных инвестиций, но перспективу  многих масштабных проектов (ликвидация вторых смен за счёт новых школ, улучшение инфраструктуры, тотальный переход в цифру) сложно оценить без списка конкретных мер и расчётов.

Источник: newtonew.
Автор: Артём Серебряков.