Тайна "Крика" Что на самом деле значит картина Эдварда Мунка?

5,3k full reads
11k story viewsUnique page visitors
5,3k read the story to the endThat's 46% of the total page views
4 minutes — average reading time

Примерно так, как на этой картине выглядят половина жителей России на карантине! Я в том числе :) Ладно, пошутили и хватит, а теперь серьезно о картине. Она действительно заслуживает того, чтоб дочитать эту статью до конца и узнать обо всем.

Крик Мунка это своего рода символ экспрессионизма. Если говорить современным языком-это анонс искусства 20 века, которое ставило во главу угла не эстетику изображения, а личность художника, который был вправе изображать то, что чувствует. А позже ее назвали предвестником экологического и политического ужаса, котороые ждали человечество, но лично я считаю что это притянуто за уши.

Мунк написал 8 картин в этой серии, мы посмотрим на эволюцию.

Эдвард Мунк, Крик, 1893 год(последняя версия)
Эдвард Мунк, Крик, 1893 год(последняя версия)
Эдвард Мунк, Крик, 1893 год(последняя версия)

По моему скромному мнению художников можно разделить на 2 группы: первые являли этому миру солнечные и радостные картинки мира типа Гогена и Матисса, а вторые стремились выразить в своем творчестве отчаяние, одиночество и безнадёжность.

И те, и другие были правы. Жизнь противоричива. Правда была на стороне тех, кто делал это искренне, страстно, всецело отдаваясь своему делу.

Работы первой группы выглядят как плоды счастливого вдохновения, второй же-вылитая на холст боль, как акт самоуничтожения. Кстати это не всегда так, ни в первом, ни во втором случае.

Мунк верил, что призвание художника воплощать в искусстве правду, которая ему открылась. Да, и даже если она далека от гармонии и вызывает больше тревогу и страх, нежели умиротворенное любование-художник обязан говорить правду и только правду.

Итак, о самой картине!

То, что мы видим на картине довольно просто различимо для нас: причал, вода,кроваво-красный закат и 3 фигуры. Да-да, фигуры три. Вы это когда нибудь замечали? Я, надо признаться, заметила это далеко не с первого раза.

Но что же все таки побудило художника написать такую работу? Действительно ли он искренне стардал?

Мунк описывал свое вдохновение довольно просто: шел с друзьями, солнце садилось и небо стало кроваво-красным, друзья пошли дальше, а он остановился пораженный зрелищем, как будто кровь и пламя разлились по небу и вдруг он ощутил парализующий и пронзающий все вокруг крик природы.

Как думаете, на психически здорового человека это зрелище могло произвести такое впечатление? Я закончила психфак, поэтому отвечать на этот вопрос не буду.

А если я скажу, что неподалеку от этого места располагалась самая большая скотобойня? Теперь могло? А еще рядом находилась психиатрическая больница, в которой лечилась сестра художника. И очевидцы говорят, что стоны забиваемых животных смешивались с воплем душевнобольных.

Как теперь думаете? Знание этих двух фактов явно накаляет обстановку. Тут и здоровому станет несколько не по себе.

А что это за жутковатое, бесполое существо кричит нам с картины? Это сам художник или олицетворение природы, которая кричит? Изначально картина называлась "Крик природы".

Тайна "Крика" Что на самом деле значит картина Эдварда Мунка?

Однозначно исследователи выяснили только одно-в качестве прообраза этой фигуры Мунк использовал фигуру перуанской мумии, которую видел на выставке в Париже (она была скручена в позе эмбриона с открытым ртом и прижатыми к щекам руками).

Хотя на первой версии картины художник явно изображал себя. И называлась она Отчаяние.

Отчаяние, 1892 год.
Отчаяние, 1892 год.
Отчаяние, 1892 год.

Мунк решает, что эта картина недостаточно трагична и эмоциональна и через год изображает тот же сюжет, но в уже более знакомой нам форме. Сначала в пастели, потом маслом.

Тайна "Крика" Что на самом деле значит картина Эдварда Мунка?

Крик, пастель, 1893 год

Крик, масло 1893 год
Крик, масло 1893 год
Крик, масло 1893 год

Здесь уже на доведенном до примитивизма лице мы видим тот самый ужас, граничащий с безумием. Складывается ощущение, что именно вот этот вопль причина этой страшной трансформации. Как будто от этого звука все вокруг плавится. Кадры из фильма ужасов, в самом деле!

А теперь представьте, что до этого вы видели только Рафаэля, Вермеера и Рембранта. Публика была в ужасе. Не удивительно, что Мунка признали сумасшедшим.

На этом Мунк не останавливается и в 1894 году создает картину "Тревога". Пейзаж нам уже сильно знаком, но на мосту появляется целая группа персонажей. Тем самым пытаясь донести мысль, что эти жуткие эмоции присущи каждому.

Тревога, 1894 год
Тревога, 1894 год
Тревога, 1894 год
Меланхолия, 1984
Меланхолия, 1984
Меланхолия, 1984

Достоверную информацию о том, почему Мунк вернулся к более человеческому изображению в 1984 году я не нашла, возможно он пытался передать более спокойную внешне, но более гнетущую внутри эмоцию.

Крик не дает покоя художнику и в 1895 году он снова возвращается к нему, создав еще 2 работы: литографию и пастель.

Крик, пастель, 1895 год
Крик, пастель, 1895 год
Крик, пастель, 1895 год
Крик, 1895 литография.
Крик, 1895 литография.
Крик, 1895 литография.

И казалось бы, тема изчерпана, но маниакальная привязанность к образу, и видимо к тем эмоциям, которые он тогда испытал не проходит.

Почти через 15 лет он снова возвращается к Крику. Возможно таким образом он вспоминал о сестре, которая умерла в той психиатрической клинике, возможно Крик питал каким-то образом его творчество, точно сказать не могут даже биографы. Но факт остается фактом и в 1910 году рождается последний Крик.

Крик, 1910 год
Крик, 1910 год
Крик, 1910 год

Мы видим измененные тона, немного другая композиция и уход в галлюциногенный зеленый(лицо особенно).

Думаю, что у многих из Вас остались вопросы почему же все таки эту примитивную картину-как эмоционально (условно, в ней отсылка к самым примитивным нашим эмоциям), так и технически причисляют к шедеврам живописи.

Вы удивитесь, но поэтому и причисляют. Потому что Мунк нашел такое выразительное средство для гипетрофированной передачи эмоции, которое до этого момента не находил ни один художник.

Да, для художников и любителей классической школы вызывало непонимание как может вызывать эмоцию картина, в которой детально не прорисованы ногти.

"Может"-говорит Мунк, тем самым забивая последний гвоздь в крышку гроба классической живописи.

А тайна, тайна в нас самих, в наших эмоциях. А то, как эта картина заставляет нас достать их из самых глубин-это не тайна, это талант.

Спасибо, что дочитали мою статью до конца- надеюсь вам было интересно и познавательно.

А вообще на своем канале я много интересного пишу о искусстве, художниках и свои впечатления о выставках поэтому подписывайтесь на мой канал (нажать чтобы подписаться).

Ставьте 👍👍 и напишите мне в комментариях какие эмоции у вас вызывает эта картина? Можете ли вы вообще смотреть на нее в течении 3 минут? Я,например, нет. Очень неприятно становится, жутко. Фильмов ужасов я правда тоже боюсь, может это я просто такая впечатлительная.

А вы?