Байки советского автопрома

25.12.2017

На каждом производстве есть свои истории и легенды. Часть из них правдива, другие больше похожи на плоды чьей-то бурной фантазии. Конечно же, эта участь не обошла и автомобилестроительные заводы, в том числе предприятия советского периода. Отделив зерна от плевел, можно-таки «докопаться» до правды и провести границу между историческим фактом и мифом, что мы и предлагаем сделать, обратившись к примечательным фактам из истории отечественных машин. Итак, предлагаем вашему вниманию несколько интересных «баек», которые прошли «проверку на подлинность»:

Знаменитая «Победа» изначально должна была называться «Родина», но когда об этом узнал Сталин, он спросил: «Почем будете Родину продавать?». Тогда было принято решение об изменении названия. О «Победе» Сталин сказал: «Невелика победа, но, так и быть, пусть будет Победа». Название официально утвердили.

«Москвич-408» и «Москвич-412» имели популярность в Европе, куда экспортировались в больших количествах. По данным зарубежного журнала Motor, советский автомобиль был протестирован на самых ужасных европейских дорогах, но с честью выдержал испытание. ««Москвич-Элит», — писали в журнале, — показал себя даже лучше, чем можно себе это представить». Также европейские специалисты утверждали, что во всем мире нет машин, которые смогли бы вынести такую проверку.

Еще одним масштабно экспортируемым за границу автомобилем нашего производства является «Нива» ВАЗ-2121. Она же стала единственной моделью, поставляемой в Японию из России. За 30 лет производства было выпущено 1,8 миллионов Нив, более 500 тысяч из которых было отправлено на экспорт более, чем в 100 стран по всему миру.

«Москвич-400» был сконструирован с учетом того, что у него будет две двери. Существует легенда, в которой рассказывается, почему конструкция в итоге была изменена. Как оказалось, когда Сталину показали демонстрационный экземпляр, генсек тут же уместился около водителя на пассажирское сиденье и предложил директору МЗМА Василию Тахтарову присоединиться к ним в салоне. Руководитель завода не решился попросить самого Сталина вылезти из машины для того, чтобы попасть в нее самому. Тогда Иосиф Виссарионович велел ему помнить, в первую очередь, об удобстве людей. Спорить с ним, естественно, никто и не подумал, и Москвичу-400 «подарили» еще две двери.

ГАЗ-14 прекратили выпускать в 1988-м году, когда вышло постановление ЦК КПСС по борьбе с любыми привилегиями. От использования «Чайки» отказались и заменили ее на «Волгу» ГАЗ-3102. По распоряжению ЦК КПСС «Чайка» была полностью снята с производства, а документы, чертежи, сборочные линии и прочее уничтожили. В 1966-м году выпуск «Чайки» пытались наладить снова, но так как от прошлого ее производства абсолютно ничего не осталось, ее нужно было разрабатывать заново, а это признали экономически невыгодной процедурой.

«Москвич-412» прославился своим участием в международных соревнованиях, занимая в них не последние места. Например, участвуя в ралли «Лондон — Мехико» (1970-й год, 26 тысяч километров), Москвич занял 12-е место. Это отличный показатель, если учесть, что из 96 стартовавших экипажей до финиша добрались лишь 23. А в заезде «Сафари» 1973 года в Нигерии «Москвич» занял 2,3 и 5 места. В этом заезде стартовали 27 автомобилей, среди которых было три «Москвича». На финиш пришло 8 экипажей, среди которых были наши «соотечественники».

Официальные документы свидетельствуют о том, что ЗИЛ-117 разрабатывался как скоростной автомобиль с улучшенной маневренностью. Неофициальная версия истории этой модели гласит, что она создавалась непосредственно для Брежнева, которому нравилось ездить за рулем авто самостоятельно. Причем, нашлись даже свидетели, которые видели генсека за рулем во второй половине 1970-х.