Как проводят краш-тесты и для чего они нужны

12.01.2018

Современные компьютерные технологии способны смоделировать абсолютно любые жизненные ситуации, в том числе и автоаварии. Разработчики автомобилей пользуются этой возможностью для того, чтобы еще больше повысить уровень безопасности своей продукции. Однако все возможные недоработки в плане безопасности машины и ее пассажиров можно увидеть лишь в реальных условиях. Для этого крупнейшие автогиганты ежегодно жертвуют сотнями автомобилей для того, чтобы совершенствовать производство. Такие испытания называются краш-тестами. Как же проводятся тестирования? Давайте посмотрим, как это делают в краш-центр ADAC в баварском городе Ландсберге. Этот центр полностью соответствует требованиям европейского комитета по проведению независимых тестов с оценкой активной и пассивной безопасности (Euro NCAP).

Существует два официальных сценария аварий для краш-тестов: европейский Euro NCAP и американский NHTSA. Мы рассмотрим первый, европейский вариант.

Главными сотрудниками краш-центров являются манекены, строение тел которых идентично строению тел людей взрослых и детей.

Наибольшее количество пострадавших, по данным международной статистики, бывает в случае столкновения машины с каким-либо препятствием. К сожалению, даже самые строгие тесты не представляют реальной картины того, что может произойти с человеком во время аварии. В частности, это происходит из-за того, что тесты проводятся на постоянной скорости. Специалисты не могут сказать, как будут развиваться события, если превысить или уменьшить этот показатель. Кроме того, эти тесты не рассчитаны на ситуацию столкновения автомобиля с крупногабаритным транспортом фурой, грузовой машиной или автобусом.

Чтобы сформировать полную картину надежности какого-либо автомобиля, нужно проверить все варианты возможных столкновений: не только фронтальные, но и боковые. Например, автомобиль Мерседес перед поступлением в продажу, проходит не менее 28 краш-тестов, определяющих его безопасность.

Первые в истории краш-тесты были весьма однообразными. Сотрудники сталкивали две одинаковые машины на скорости 55 километров в час. Сейчас на испытаниях сталкивают автомобили разных моделей и разных классов.

Некоторые фирмы применяют в своей практике краш-тестов вариант столкновения легкового автомобиля с грузовиком на скорости 56 километров в час с перекрытием в 50%. Как правило, в такой ситуации легковушка неизбежно оказывается прямо под корпусом крупногабаритной машины. Благодаря таким краш-тестам была разработана и внедрена противоподкатная конструкция FUPS для грузовиков, спасшая уже немало жизней.

Краш-тесты не всегда проводятся при условии высокой скорости. Например, безопасность конструкции бензобака проверяется следующим образом: о задний бампер авто с перекрытием 40% ударяют специальную тележку с грузом, двигающуюся со скоростью 15-40 километров в час. Тесты, касающиеся безопасности сидений или ремней проводят особым способом. В этом случае до определенной скорости разгоняют спецстенд с манекеном, а потом резко тормозят его.

Тест по соответствию европейским стандартам безопасности проводится в 4 этапа. На первом этапе происходит фронтальный удар в деформируемое перекрытие на скорости 64 километра в час с перекрытием 40%. Манекены находятся в машине и пристегнуты ремнями безопасности. Далее следует боковое столкновение – в машину врезается 950-килограммовая тележка. После, на скорости 29 километров в час машина сталкивается с железным столбом, диаметр которого составляет 254 миллиметра. В последнюю очередь автомобиль проверяется на безопасность для пешеходов. Здесь манекен находится за пределами автомобиля, и его сбивают на скорости 40 километров в час.

Французским экспертам удалось снять сверхбыстрой камерой момент столкновения машины со стационарным препятствием. Машина при этом двигалась на высокой скорости 80 километров в час. В этот момент манекены, находясь в салоне авто, не были пристегнуты ремнями, а подушки безопасности были отключены. Результаты были впечатляющими: менее, чем за секунду автомобиль превращается в груду металла, от которого в разные стороны разлетелись осколки стекол. Согласно показаниям датчиков, манекены получили смертельные ранения.

Сценарии краш-тестов могут изменяться. Каждый автоконцерн старается уделить как можно больше внимания безопасности своей продукции. Результаты краш-тестов анализируют специалисты, которые потом работают над повышением уровня безопасности машин.