Мое путешествие в Елабугу

Елабуга это город с 1000-летней историей и образцом купеческой архитектуры 19 века. Старинные каменные особняки и церкви утопают в городской зелени. Тут очень спокойно, водители стараются соблюдать скоростной режим и пропускать пешеходов. В центре города прогуливается очень много молодежи и часто встречаются велосипедисты.

Первым делом мы посетили Немецкое кладбище, где похоронена русская поэтесса Марина Цветаева. Марина покончила жизнь самоубийством, она повесилась 31 августа 1941 года. В одной из предсмертных записок она очень сильно переживает за дальнейшую судьбу своего сына и беспокоится, что ее могут похоронить заживо "Не похороните живой! Хорошенько проверьте".

Марина Цыетаева была похоронена 2-го сентября 1941 года. Точное расположение ее могилы осталось не известным. В 1960 году сестра поэтессы установила на кладбище крест с надписью "В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева", позднее на этом месте соорудили гранитное надгробье.

Есть в Елабуге Чертово городище, так называют остатки укрепленного поселения на берегу Камы. Первоначально было родовым убежищем одного из местных племён, обитавших в этом районе во 2-й половине 1-го тысячелетия. В восточной части городища находятся остатки квадратной каменной цитадели с четырьмя башнями, возведённой в 10 веке болгарским князем, захватившим убежище.

На территории комплекса можно увидеть единственную сохранившуюся башню утраченного сооружения. Остальные части сооружения были разобраны местными жителями до фундамента. В 1844 году башня рухнула, за исключением небольшого северного участка с арочным дверным проемом и окном над ним. В 1867 году по инициативе Елабужского купца И. В. Шишкина, рухнувшая башня была восстановлена на старом фундаменте и покрыта железом.

Есть в Елабуге здание очень напоминающие казанскую Шамовскую больницу. В 1898 году Глафира Стахеева решает увековечить память о покойном муже и жертвует средства на строительство учебного заведения. Священный Синод отклонил ее просьбу о духовной семинарии и выдал разрешение на основание Епархиального женского училища. Воспитанницы епархиального училища обучались основным наукам, закону божьему, этикету, иностранным языкам и музыке. По окончании учебного заведения девочки получали звание домашней учительницы.

В 1918 году епархиальное училище было закрыто, в том же году здесь была открыта татарская учительская семинария. Позднее, согласно постановлению Народного комиссариата, Елабужская татарская учительская семинария была преобразована в трехгодичные педагогические курсы для разных национальных и этнических групп. С этого времени здесь функционировали русские педагогические курсы, а также марийские, вотяцкие и татарские.

Сейчас в здание находится елабужский институт КФУ, который был образован в 2011 году на базе Елабужского государственного педагогического университета. Учебное заведение является одним из ведущих научных и образовательных центров Нижнего Прикамья.

Самым ярким представителем рода Стахеевых был Иван Иванович, своей деятельностью он составил славу династии купцов Стахеевых. В 1870-х годах был утвержден благотворительный комитет Стахеевых, деньги из которого шли на строительство церквей и храмов. На территории собора Покрова Пресвятой Богородицы я обнаружил могилу самого Ивана Ивановича Стахеева.

Самая первая церковь, основанная в селе Трехсвятском. Она была построена к великому празднику Покрова Божией Матери и освящена в этот день. Царь Иоанн Васильевич Грозный, "узнав об основании нового русского селения Трехсвятского, послал в него икону Трех Святителей, которая была поставлена в первой церкви Покрова Пресвятой Богородицы, бывшей в то время единственной во всей Елабуге".

Вначале это была деревянная церковь. Рядом с ней был построен придел во имя Пророка Божия Илии. С годами церковь с приделом ветшала, и даже горела, и в 1813 году вместо обширной деревянной Покровской церкви было решено построить каменную – третью по счету со времени основания Покровской церкви. В это время в Елабуге было широко развито кирпичное производство.

В 1820 году на пожертвования прихожан начали строить каменную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Илии Пророка и Трех Святителей. Прихожанами Покровской церкви были многие состоятельные елабужские купцы, поэтому убранство храма было еще роскошнее, чем в Спасском соборе. Особую достопримечательность храма составляли литые серебряные и позолоченные царские врата, пожертвованные сообща несколькими купеческими семьями.

На территории собора находится еще одно захоронение. Тут покоится прах купца Андрея Дмитриевича Кусакина, который 12 лет являлся главой города Елабуги. За благотворительную деятельность и активную работу в органах городского управления был награжден орденом Святой Анны 2 степени и тремя медалями.

Дальше мы отправились в крупный пятиглавый Спасский собор с высокой пятиярусной колокольней. Основан собор в начале 1800-х годов. До 1684 года на этом месте стояла деревянная церковь, затем была построена каменная церковь с приделом в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Когда Елабуга стала уездным городом, собор не вмещал всех желающих и в 1808 году началось строительство нового собора за казённый счёт.

Старый собор был разобран в 1820 году, а в 1877 году на месте, где он стоял, была построена часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского, сохранившаяся и поныне. В 1855-1864 годах собор был значительно перестроен, а приделы после перестройки освящены во имя Михаила Архангела и в честь чудотворной иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость.

До настоящего времени внутренняя отделка сохранилась лишь фрагментарно: резные карнизы, пилястры с орнаментами коринфского и ионического ордера, цветной пол из керамических узорных плиток. Спасский собор является архитектурным символом Елабуги, как и другие храмы города.


Кафедральный собор от обычного отличается наличием кафедры. Кафедра - это самое почетное место в храме, где находится кресло, предназначенное для епископа. Это кресло символизирует власть епископа. В нашем языке от слова кафедра произошло название самого главного собора епархии - кафедрального.


Собор был закрыт в 30-х годах, после этого были полностью утрачены алтарь и иконостас тонкой ручной работы. икона чудотворного образа Спаса Нерукотворного сохранилась. Когда большевистские власти начали повсеместно запрещать и ограничивать крестные ходы, икону перевозили от села к селу на лошадях. Куда бы ни приходили паломники со святыней, там устраивались молебны, а иконой старались обнести все крестьянские дворы.


Сейчас чудотворная икона находится в Покровском соборе. В 70-80-х годах силами Татарской Специальной научно-реставрационной производственной мастерской частично отреставрированы фасады, кровля, восстановлена ограда, позолочено завершение колокольни. Первая служба прошла в 1990 году в боковом приделе Собора. В настоящее время собор является действующим.


Напоследок я решил посмотреть, как восстановили церковь Казанской иконы Божией Матери, которая находится на территории Елабужского Казанского-Богородецкого женского монастыря. Монастырь является действующим основан в 1856 году как женская община, официально статус монастыря получил в 1868 году.


В истории монастыря встречается фамилия Стахеевых, Иван Иванович был главный благотворитель, которому обитель обязана своим возникновением. Монастырская церковь была одним из лучших произведений местной церковной архитектуры 19 века. Вместе с высокой колокольней с колоколом в 186 пудов она представляла собой величественный и изящный пятиглавый храм. Иконы на иконостасе были написаны художниками-академиками, среди которых К. Ф. Гун, В. П. Верещагин.


В церкви было паникадило в 72 свечи: такого не было во всей Вятской губернии. О богатстве Воскресенской монастырской церкви можно судить по описи 1918 года, сообщавшей, что серебряных и золотых вещей было более чем 8 пудов. Одежда на главном престоле — 4 пуда чистого серебра. Всего в церкви было 711 предметов из драгоценных металлов.


Монастырская площадь в несколько десятков гектаров разделялась на служебный, хозяйственный дворы, огород, фруктовый и ягодный сад. Рядом с садом — кладбище для монахинь и благотворителей монастыря в 1926 году здесь была похоронена почетная гражданка, благотворительница Глафира Стахеева, построившая Елабужское епархиальное женское училище.


Елабуга занимает седьмое место по населению среди городов Татарстана. В городе на данный момент проживает более 70 тысяч жителей. Елабуга является крупным центром промышленности, благодаря созданию одной из первых в России экономических зон. В целом очень тихий и уютный город, содержащий в себе огромный исторический потенциал.