Отставные легенды советского автоспорта

Легенды советского автоспорта сегодня можно увидеть лишь в качестве экспонатов одноименной тематической выставки и в частных коллекциях. В недавнем прошлом эти стальные кони покоряли автолюбителей своими формами, мощностью и, конечно же, скоростными показателями, становясь предметом смелых мечтаний. Предлагаем небольшой экскурс в историю советских спорткаров.

Первым серийным гоночным автомобилем в СССР была «Эстония-3». Ее производили по заказу ДОСААФ с 1960-го по 1962-й год. За это время с конвейера сошло 36 экземпляров. Позже конструкция «Эстонии» была изменена: разработчики заменили поперечную рессору на независимую заднюю подвеску с пружинами. Мотоциклетный мотор ИМЗ-М52С смог развивать 35 лошадиных сил вместо прежних 30.

«Эстония-15М» была одной из главных моделей класса Формула-4 «Молодежная» среди болидов с агрегатом на 350 кубических сантиметров. Разработчики стремились к созданию простого недорогого авто и весьма в этом преуспели. За период с 1968-го по 1976-й год для удовлетворения спроса покупателей были произведены 2 сотни таких машин. Их использовали вплоть до исключения «Молодежной» из всесоюзной классификации, то есть до 1983 года.

На кольцевых трассах в начале 1980-х отличилась эволюция своей предыдущей серии «Эстония-20». В данной модели изменения коснулись по большей части аэродинамики. Проектировщики подарили машине два антикрыла с возможностью регулировки угла атаки. ВАЗовский двигатель объемом 1,3 литра был подготовлен по стандартам формулы «Восток» и мог развить мощность 85-90 лошадиных сил. За 5 лет было построено и продано 263 экземпляра «Эстония-20». Отпускная цена данной модели составляла 8 тысяч рублей.

«Эстония-25» считается первым «серийником» предприятия ТОАРЗ с шасси типа монокок. Конструкторы в ходе разработки этого автомобиля пытались максимально соответствовать актуальному на тот момент уровню международных соревнований Формула 3. На XXI «Олдтаймер-галерее» представлена та самая «Эстония-25», на которой Андрей Пресняков гонял на кольцевом соревновании в Белоруссии.

JAK 26 с монококом из углепластика разрабатывался с использованием передовых технологий и по праву считался одной из самых удачных моделей автомобилестроителя Йохана Кнаппа, который два десятилетия назад работал над налаживанием производства гоночных авто в Минске.

«Формула» «Русь» производилась непосредственно для участия в российских кольцевых автогонках. Модель полностью соответствует требованиям Международной федерации автоспорта к автомобилям Формула-Е. На XXI выставке «Олдтаймер-галерея» можно было познакомиться с прототипом «Руси», оснащенным двигателем ВАЗ-2108 мощностью 160 лошадиных сил.

«Киев-Спорт» 1952-го года была разработана специалистами Киевского авиационного конструкторского бюро, что сказалось на ее конструкции. Несущим элементом в этой модели служила пространственная рама, состоящая из стальных труб с тонкими стенками, внешние панели выполнялись из дюралюминия и скреплялись между собой заклепками, а для заливных горловин на «Киев-Спорте» устанавливались авиационные лючки. Пилот Юрий Лихацкий обязан «серебром» на чемпионате УССР 1960-го годов по шоссейно-кольцевым гонкам именно этой модели.

«Тарту-1» – одна из самых необычных разновидностей «Эстонии». Ее построили в 1963-м году для участия в кольцевых гонках. Для рационального распределения массы кресло пилота было смещено вправо, а для удобного доступа к узлам машины конструкторы предусмотрели полностью подъемный кузов из стали.

С развалом Советского Союза наступил и упадок автоспортивной индустрии. Многие из моделей машин растерялись по странам. Но, к счастью, некоторые экспонаты смогли сохраниться до наших дней и благодаря труду реставраторов мы имеем возможность увидеть их в музеях и на выставках.