Верный «Спутник» советского человека

07.01.2018

Может быть советский человек еще был рад «жигулям», но отечественные производители понимали, что долго они продержаться не смогут, ведь весь мир менялся и улучшался, а соотечественники уже нет нет выезжали за «железный занавес» и подсматривали как там у них, по приезду выражая свое недовольство союзом друзьям и товарищам на прокуренных кухнях. Стояла задача создать что-то новое, не привычное, дабы переключить внимание людей и вызвать потребительский шок. Пока в столице кипела работа над автомобильным проектом «Меридиан», который позднее стал «Москвичом 2141», на волжском автозаводе начали разработку инновационного «ВАЗ 2108».

Кстати, на АЗЛК тогда имели совесть еще возмущаться, мол зачем стране второй автомобиль такого же класса, ведь советскому человеку и нашего «москвиченка» будет достаточно. Время расставило всё на свои места, ситуацию с 41-м не спасли даже двигатели разработанные совместно с компанией «Renault».

«ВАЗ 2108» или «восьмерка», как её прозвали граждани страны советов, внешне целиком и полностью разрабатывалась отечественными дизайнерами, которые постоянно спорили с инженерами и конструкторами и на отрез отказывались отходить от первоначально задуманного экстерьера. Были попытки уговорить дизайнеров передвинуть немного назад боковые зеркала заднего вида и уменьшить длину двери, сейчас «восьмерочку» с такими изменениями даже трудно представить. Много споров вызвала дренажная решетка, но коллегам удалось в итоге найти компромис.

За свою угловатость к «восьмерке» приклеилось еще одно прозвище — «зубило». Советский человек продолжал злорадствовать и распускать нелепые слухи, что дизайнеры волжского автозавода черпали свое вдохновение глядя на зубило ибо ничего другого у них там на заводе под рукой не оказалось. Но, с дизайном ребята угадали, ведь подобные угловатые формы в те не далекие 70-80-е года плотно вошли в моду по всем миру.

Современным оказался не только внешний вид, но и начинка автомобиля. Тут уже без заморских друзей не обошлось. Ведь разрабатывать передниприводные автомобили для советских инженеров было в диковинку. Спереди поставили стойки известного производителя «McPherson» и полунезависимую подвеску сзади. Кстати, стоит отметить, что первые прототипы были созданы со значительным применением алюминия: капот, крылья, двери, крышка багажника, брусья безопасности… в итоге экономисты подсчитали себестоимость автомобиля и сказали «нет, пусть машина ржавеет быстро, зато стоить будет дешевле».

Стоить отметить, что велась тщательная работа над аэродинамикой автомобиля, например небольшой выступ на задней части автомобиля был предложен инженерами компании «Porsche», чтобы при разгоне увеличить давление на задние колеса. У разработчиков была мысль бросить все и приобрести уже готовую базу для «восьмерки», даже выходили с предложениями на компанию «Fiat», но те отказались делиться новыми разработками. Пришлось продолжать разработку самостоятельно, но не без помощи иностранных коллег.

Немцы из компании «Porsche» помогли тщательно проработать конструкцию кузова, приняли участие в создание нового семейства двигателей и коробки переключения передач. От компании «Lucas» достались дисковые тормоза и вакуумный усилитель, от «ZF» — реечный рулевой механизм и синхронизаторы коробки передач, сцепление — «Automotiv Prodax»… Нашим промышленником не удалось создать нужные элементы для коммутатора системы зажигания, их тоже пришлось закупать у чужестранцев. Долго сопротивлялись делать вогнутые стекла на Борском стекольном заводе, но потом удалось повлиять на их руководство.

Первые «ВАЗ 2108» выпускались с шильдиком «Спутник», в последствие который заменили на «Самара». В 80-х годах у нашей семьи тоже появился свой «спутник», машина была бежевого цвета, короткокрылая с коричневым салоном. Стоит отметить, что на тот момент это был первый и единственный «ВАЗ 2108» в Казани, насколько я помню многие комплектующие в автомобиле были импортные, даже шины были установлены французские «Michelin». Автомобиль служил верой и правдой ровно до тех пор, пока не стал «цвести», ох куда только мы на нем не ездили, как минимум было исследовано все постсоветское побережье нашей родины.

Автомобиль с переднем приводом «поняли» не сразу, первое время было много аварий из-за непривычного для советского союза принципа управления, а журнал «За рулем» в каждом выпуске публиковал статьи посвященные тонкостям езды на автомобилях с ведущими передними колесами. Саму «восьмерку» больше не производят, а вот её платформа продолжает жить в таких вазовских моделях как «Калина» и «Приора».