Внутри теплохода "Булгария" после катастрофы

12.01.2018

Увидев в начале июля 2011 года в казанском речном порту отходящий теплоход с названием «Булгария», я подметил, что это перекрашенный теплоход, некогда носящий имя одной из союзных республик СССР. Мне неоднократно доводилось отдыхать на этом теплоходе, и я очень хорошо знал его устройство и техническое состояние. Буквально через каких-то несколько дней в интернете начали муссировать новость о крушении теплохода в водах Татарстана. На фотографиях я без проблем узнал тот самый теплоход, который совсем недавно встретил в речном порту.

Крушение теплохода произошло 10 июля этого же года близ села Сюкеево, что находится в Камско-Устинском районе республики Татарстан. Сейчас на возвышенности, расположенной напротив места трагедии, установлен памятный мемориал. Он представляет собой гранитную плиту с нанесенными на ней именами погибших туристов и членов экипажа. Также на территории мемориала возвели небольшую православную часовню и молельный дом для мусульман. До мемориала проложили новую асфальтную дорогу.

Давайте разберемся, что же представлял собой сам теплоход. Правильное его название «дизель-электроход», так он называется в силу принципа работы. Дизельные генераторы вырабатывают электрическую энергию, за счет которой приводятся в действия электромоторы, крутящие винты судна. Создан был теплоход в 1955 году в Чехословакии по проекту 785. Всего было построено 36 судов. Есть один миф, связанный именно с нашим теплоходом. В 1986 году судна подобного проекта были перегнаны на речку Припять, обшиты фанерой и переделаны под плавучие гостиницы для ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Так вот, я разговаривал с капитаном судна «Карелия», которое было тогда в Припяти, он заверил меня, что именно нашей «Булгарии», которая тогда называлась «Украина», среди них не было. Эту байку удивительным образом подцепила вся пресса, и новость была растиражирована под предлогом того, что теплоход давно уже должен был быть утилизирован как радиоактивные отходы.

Примерная вместимость двухпалубного теплохода 200-250 человек, количество зависит от спецификации рейса. К примеру, в 2009 году на теплоходе «Украина» в рамках праздника, посвященного одной из городских радиостанций, разместили около 500 человек. Я был свидетелем того, как теплоход отходил из речного порта, при этом вода почти доставала до нижней палубы. В том же 2009 году теплоход несколько раз ломался и дрейфовал посреди Волги. Двигатели на скорую руку латали, и судно вновь отправлялось в рейс. На тот момент сомнений ужене было – теплоход нуждается в дорогостоящем капитальном ремонте. Его арендаторы решили же использовать судно на износ. Заработать денег и «слить» теплоход обратно хозяевам. Тогда никто даже не задумывался, что за эту халатность придется заплатить человеческими жизнями.

Я не ошибусь, если назову «Булгарию» одним из самых маленьких рейсовых теплоходов. Двухпалубным его называли скорее из лести, в действительности выйти можно было только на одну верхнюю палубу. Из-за аварийного состояния и угрозы обвала так называемый солярий был перекрыт. Вход туристов на теплоход осуществлялся через две раздвижные двери, расположенные на нижней палубе. Тут же располагалась стойка администратора, который обменивал путевки на ключи от кают. Сам интерьер теплохода тоже оставлял желать лучшего, все было изношено и требовало ремонта или замены. На судне было всего две большие каюты, в которые были установлены душевая кабина и уборная. Остальные каюты имели общий туалет и душевую.

Из центральной части теплохода, расположенной на первой палубе, можно было спуститься в трюм, пройти в бар в носовую часть судна, пройти в ресторан на корму или подняться на верхнюю палубу. Вдоль коридоров находились многочисленные двери, ведущие в каюты. Вторая палуба полностью копировала первую за исключением того, что вместо бара в носовой части был оборудован музыкальный салон. В день трагедии он использовался как игровая комната для детей.

Основной проблемой эвакуации с теплохода было то, что в большинстве помещений отсутствовали выходы на палубу. Например, в баре на первой палубе не было возможности открыть окна, они были литые. Такая же проблема с окнами была в ресторане, расположенном на этой же палубе. Единственная разница была в том, что окно можно было слегка приоткрыть, но так, что туда даже рука не пролезала. В ресторане и музыкальном салоне, которые располагались на второй палубе, были предусмотрены выходы на открытую палубу, но двери были узкими и, скорее всего, в музыкальном салоне дверь была закрыта.

В каютах были установлены диваны друг напротив друга, как в купейном вагоне поезда, большое окно, которое можно было полностью раскрыть, столик и рукомойник. В трюме находились каюты для обслуживающего персонала. Они представляли собой большие комнаты, заставленные кроватями. Соответственно, чтобы выйти на открытую палубу из трюма, необходимо было подняться на два этажа вверх. Напоминаю, что выхода наружу на первой палубе не было.

Теперь, когда вы имеете полное представление о самом теплоходе и его планировке, можно перейти к описанию самой трагедии. Как рассказывал мне один из очевидцев трагедии, мужчина, живущий в деревне Долгая поляна, в тот день была хорошая и ясная погода. Он на лодке рыбачил возле берега, как вдруг резко поднялись волны и началась сильная гроза. Через какое-то время стихия стихла. Проход на судне через Камское Устье считается одним из самых сложных. В этом месте происходит слияние двух рек: Волги и Камы. Без того трудную ситуацию усугубили погодные условия. Раскачавшись на волнах, теплоход зачерпнул воды и моментально завалился на бок.

Итак, все по порядку. Теплоход «Булгария» выполняет так называемый «круиз выходного дня» по маршруту Казань-Болгар-Казань. Болгар – это государственный историко-архитектурный музей-заповедник, расположенный в 200 километрах от Казани. «Круизы выходного дня», прежде всего, привлекают своей доступностью. Ведь для совершения подобного тура не обязательно брать отпуск. Субарендатором, а следовательно, и организатором круиза на тот момент был ООО «Аргоречтур», управляла которым Инякина Светлана. Она же руководила теплоходом в 2009 году, точнее весь летний сезон 2009 года она находилась в декретном отпуске, а руководство на себя принял ее друг. По официальным данным на теплоходе находился 201 человек. Воскресным утром теплоход выходит из речного порта города Болгар и направляется в сторону Казани. Кто-то прогуливается по палубе, кто-то сидит в своих каютах и отдыхает. Детей собрали на второй палубе в музыкальном салоне, чтобы провести игровую программу. Уже потом, после технической экспертизы, будет официально заявлено, что обратный рейс теплоход совершал на одном рабочем двигателе.

Примерно в час дня резко начинается шторм. Из-за порывов ветра и отказа одного из двигателей теплоход теряет управляемость. После крена вода попадает в раскрытые иллюминаторы и судно моментально оказывается под водой. Спастись удалось лишь 79 людям. Среди погибших был обнаружен капитан корабля Александр Островский. Большинство спаслось чисто случайно, как они сами рассказывают, их «выдавило» из каюты потоком воды через раскрытое окно. Находясь под водой, возможно несколько минут сдерживать свое дыхание, но инстинкты возьмут свое. Рано или поздно происходит вдох, но в легкие попадает не воздух, а речная вода...

Удивительно, но в момент крушения мимо «Булгарии» прошло два судна, это сухогруз «Арбат» и толкач «Дунайский 66». Если бы они своевременно оказали помощь пострадавшим, то погибших было бы намного меньше. Через какое-то время к месту крушения подошел круизный теплоход «Арабелла», команда которого оказала незамедлительную помощь пострадавшим. «Арабелла» отправилась в сторону Казани, чтобы передать пострадавших в руки врачей. Что в тот день происходило в казанском речном порту, страшно даже описать. Туда приехало несколько тысяч человек: родственники пострадавших, врачи, спасатели, сочувствующие, журналисты и простые зеваки. Чем ближе я подъезжал тогда к речному порту, тем сильнее мне хотелось развернуться и поехать обратно. Я не верю во всякие энергетические штучки и кармические дела, но в тот день автомобиль я развернул...

После трагедии несколько дней продолжалась операция по подъему теплохода, и велись поисковые работы. После подъема теплоход был отбуксирован на ремонтную базу в поселок «Затон им. Куйбышева», исследован, а затем выставлен вблизи берега в качестве вещдока. Судно было взято под круглосуточное наблюдение, доступ внутрь полностью ограничен. Некоторое время в местной прессе появлялись заметки, что жители поселка по ночам слышат детский плач, а один из охранников теплохода сошел с ума. Приехав в «Затон им. Куйбышева» подтверждение данным словам я не получил, а про охранника сказали, что он просто напился до белой горячки.

На момент написания этого текста судно все еще находится в поселке «Затон им. Куйбышева», а судебное дело по факту крушения теплохода «Булгария» удивительным образом затягивается и бесконечно откладывается. Недавно объявили, что было отложено свыше сотни заседаний. Как сообщил мне охранник, к теплоходу почти каждый день приезжают люди. Кто-то молча выпивает, кто-то просто смотрит, а потом уезжает, а кто-то плачет. Неудивительно, ведь кто-то отправил в этот последний рейс всю свою семью – купил билет в подарок...