Василий Сталин, Покрышкин и моя бабушка

09.10.2017

День авиации в Каче. Большой праздник в этом военном городке. Как он проходит, я сегодня и наблюдаю. Президент поехал на встречу с молодежью на форум "Таврида", а здесь оставил меня. Не может же он разорваться, в Крыму сейчас проходит слишком много мероприятий! Вот я и фиксирую события, испытывая порой немалое недоумение.

Но все же Кача - это прежде всего история.

"Как-то утром, просматривая газеты, я увидел заголовки, сообщавшие об удаче полета Блерио над Ла-Маншем. Будучи поклонником аппаратов тяжелее воздуха еще с того времени, когда Сантос-Дюмон летал вокруг Эйфелевой башни, я понял, что достижение Блерио давало нам не только новый способ передвижения, но и новое оружие в случае войны. Я решил немедленно приняться за это дело и попытаться применить аэропланы в русской военной авиации… Я поехал в Париж и заключил торговое соглашение с Блерио и Вуазеном. Они обязались дать нам аэропланы и инструкторов, я же должен был организовать аэродром, подыскать кадры учеников, оказывать им во всем содействие, а главное, конечно, снабжать их денежными средствами..." - вспоминал Александр Михайлович Романов.

Такая школа стала первой, построенной на добровольные пожертвования граждан, собранные для восстановления флота, разгромленного в русско-японской войне.

Николай II лично принял первых выпускников в Ливадийском дворце. А великому князю Александру Михайловичу император сказал: «Ты был прав, прости меня за то, что я относился к твоей идее недоверчиво».

В конце февраля 1912 года специальный класс школы во главе со штабс-капитаном И.Я. Земитаном перебазировался на поля у реки Кача. Офицеры и команда поселились на Каче. Самолеты были размещены в переносных палатках. С 1 марта 1912 года специальный класс приступил к занятиям на «новом учебном поле» у реки Качи и с 6 марта начались полеты. Общий класс офицерской школы авиации перебазировался на новое место только летом. В приказе по школе за № 161 от 9 июня 1912 года впервые было указано новое место расположения школы: Александро-Михайловский лагерь (Кача).

За 1912 год школа налетала почти 910 часов. Учения и подъемы начинались в Каче с 9 часов утра и продолжались, с небольшим перерывом для обеда, до наступления темноты.

Надо сказать, что эти первые подъемы в воздух были невысоки и недолги — 200–300 метров, 8–10 минут. Правда, самолеты авиашколы поднимались в небо до 60–70 раз в день.

В августе 1912 года совершили всемирно известные дальние перелеты из Севастополя в Санкт-Петербург лейтенант Дыбовский В.В. и штабс-капитан Андреади Д.Г. (летел через Одессу).

В 1913 году школу закончили 67 офицеров, из них восемь – морских. Так зарождалась и отечественная морская авиация. Ну а всего за первый этап существования школы в период с 1910 года по 1917 год было подготовлено 609 летчиков.

В 1913 году, в честь 300-летия Дома Романовых, капитан Нестеров совершил настоящий подвиг – выполнил фигуру высшего пилотажа, которую до него никто не мог сделать. Это «мертвая петля», которую по имени ее исполнителя назвали «петлей Нестерова».

Петр Николаевич Нестеров, русский военный лётчик, штабс-капитан. Основоположник высшего пилотажа

Великий князь Александр Михайлович был прав на счет военной авиации в Крыму. Его правоту подтвердила и Первая мировая война — к ее началу Россия имела около 250 военных летчиков.

Еще одним своеобразным подтверждением правоты князя стали послереволюционные события. В ноябре 1917 года представители Севастопольского совета спрятали великого князя Александра Михайловича и его родственников во дворце Дюльбер и 5 месяцев, до самого его отъезда в эмиграцию, защищали их от анархистов из Ялтинского совета. Одно из наиболее правдоподобных объяснений этого странного поступка: среди укрывших князя севастопольцев было много выпускников Качинской авиашколы, которую, как мы знаем, он основал.

В советское время на базе школы летчиков было создано Качинское высшее военное авиационное училище. В те годы годы Качинская летная школа считалась одной из главных кузниц кадров отечественной военной авиации.

Достаточно сказать, что в числе ее выпускников были более 170 генералов, а также трижды герой Советского Союза – маршал Александр Покрышкин и дважды герой СССР– полковник Амет-хан Султан. Первые женщины летчицы, отважные Полина Осипенко и Вера Ломако также были выпускницами «Качки».

Моя бабушка Елизавета Ивановна Милорадова и Александр Покрышкин

В 1938 году в Качинское училище поступил сын Сталина - Василий. Ему были созданы особые условия. Размещался он не в казарме, а в отдельной комнате при штабе. При нем неотлучно находился охранник.

Василий Сталин, второй слева

Василий Сталин на качинском пляже

Командование училища выделило VIP-курсанта в отдельную учебную группу. Лекции читали ему персонально начальник цикла или старший преподаватель. В распоряжении Василия Сталина было три самолета, учил этого курсанта лучший инструктор, и находиться за штурвалом он имел возможность больше других. Поэтому летал он хорошо. Курсант Сталин успешно закончил обучение, получил лейтенантское звание, участвовал в воздушных боях. Дрался Василий с врагами дерзко, но другие летчики его тщательно охраняли. Поэтому боевой его счёт невелик - один, по другим сведениям - два сбитых фашистских самолета.

22 июня 1941 г. немецкая авиация совершила бомбардировку п.Кача. После нее в поселке остались одни руины. В короткий срок Качинская школа летчиков эвакуировалась на Урал, а затем в Волгоград.

Из стен Качинского военного училища за всю его историю вышли 12 маршалов авиации – почти половина из тех, кому в СССР было присвоено это звание, более 300 генералов, 289 Героев Советского Союза, 12 дважды Героев, 1 - трижды Герой.

Чуть позже я расскажу, что представляет из себя Кача сегодня.