Что было вырезано из «Служебного романа»?

20 March 2018

Фильм планировался как двухсерийный. В одну серию все обширные сюжетные линии не вошли бы (или пришлось бы безжалостно резать самое вкусное), а для сериала вроде «17 мгновений...», согласитесь, эта история скромновата. Однако благодаря бесконечным актёрским и режиссёрским импровизациям рабочий материал будущего фильма разросся почти на пять часов. Режиссёру Рязанову пришлось всерьёз задуматься, что из снятого тут лишнее.

Вдох глубокий, руки шире

Светлана Немоляева и Андрей Мягков: кадр из вырезанного эпизода
Светлана Немоляева и Андрей Мягков: кадр из вырезанного эпизода

Для начала безжалостно выкинули сцену с производственной гимнастикой. Вы наверняка помните, что подобные мероприятия широко практиковались в советских учреждениях: директоры и замы вместе с рядовыми сотрудниками — вместо того, чтобы заниматься прямыми обязанностями — бодро махали руками и ногами под радиоточку. А поскольку сценарий «Служебного романа» был пронизан мелкой и крупной сатирой, подобный эпизод из жизни статистического учреждения тоже был снят.

Его вырезали, зато оставили другой обязательный ритуал учреждения, состоящего в основном из прекрасных дам, — всеобщее прихорашивание и раскрашивание перед началом рабочего дня. Возможно, эта сцена показалась Рязанову более забавной.

Да здравствует живой Бубликов

Общественница Шурочка стоит у портрета усопшего Бубликова, вокруг собирается толпа сочувствующих. Неожиданно появляется сам Бубликов, ещё ничего не знающий о своей смерти, видит свой траурный портрет и явно хочет потребовать объяснений — возможно, в грубой форме. Шурочка предусмотрительно прячется от него в лифте.

Людмила Иванова и Пётр Щербаков: кадр из фильма «Служебный роман» — Бубликов только что узнал, что умер
Людмила Иванова и Пётр Щербаков: кадр из фильма «Служебный роман» — Бубликов только что узнал, что умер

Такой эту сцену мы знаем уже более сорока лет. Оказывается, она была длиннее. Шурочка, уже разобравшаяся в ситуации и огорчённая свой оплошностью, вбегает в зал, полный сотрудников, и объясняет им, что произошла ошибка — умер совсем другой Бубликов, не их сотрудник. Когда в зал заходит Бубликов, всё ещё пытающийся выяснить, что происходит, Шурочка начинает кричать: «Да здравствует живой товарищ Бубликов!». Толпа подхватывает. Бубликов смущается, начинает кланяться и благодарить коллег.

На мой взгляд, фильм от такой «потери» вообще никак не пострадал — сцена-то, мягко говоря, ничуть не смешная, а даже глуповатая и затянутая. Так же решил и режиссёр, отправив лишнего Бубликова в корзину.

Кстати, в отличие от других вырезанных фрагментов, эта сцена сохранилась, хотя и без чистовой озвучки. Людмила Иванова озвучила её по памяти.

Секретарша Верочка и её личная жизнь

Что мы знаем о Верочке? У неё есть любимый мужчина, жизнь с которым никак не складывается. Никто из зрителей его ни разу не видел — вся его роль состоит из бесконечных переговоров с Верочкой по телефону.

По замыслу авторов сценария Рязанова и Брагинского, личная жизнь Верочки в фильме была более обширна и конкретизирована. Её супруг работал в том же статистическом учреждении и не мог выбрать самую главную из двух страстей — любовь к Верочке и к мотоциклам. Видимо, именно на этой почве у них и происходили конфликты.

Александр Фатюшин и Лия Ахеджакова: кадр из вырезанного эпизода
Александр Фатюшин и Лия Ахеджакова: кадр из вырезанного эпизода

На роль мужа Рязанов выбрал Михаила Светина. Наверное, планировался тот же комический эффект, что и с самой Верочкой: маленький небрутальный гонщик-мотоциклист смотрелся бы так же забавно, как и сама героиня Лии Ахеджаковой — невзрачная девица, мнящая себя законодательницей мод. Было отснято несколько эпизодов, после чего Рязанов почему-то (история умалчивает) заменил Светина на Александра Фатюшина.

С Фатюшиным, однако, тоже не всё вышло гладко. Когда почти все сцены с его участием были отсняты, произошёл несчастный случай — в театре во время спектакля Фатюшину повредили глаз. Вернуть актёру зрение врачам удалось, но о продолжении съёмок в фильме речи уже не шло.

Александр Фатюшин: кадр из фильма "Служебный роман"
Александр Фатюшин: кадр из фильма "Служебный роман"

В результате почти вся сюжетная линия «Верочка и муж» ушла под ножницы. От Фатюшина в фильме осталось несколько коротких эпизодов, вгоняющих зрителя в недоумение: зачем потребовалось снимать в массовке столь известного актёра. Даже мужнин голос в телефонной трубке Фатюшину не принадлежит — эти разговоры блистательно озвучил Олег Басилашвили.

Вам наверняка будет интересно:

Откуда взялся «Служебный роман»? Интересные факты о фильме

Как Рязанов пообещал снимать Басилашвили в каждом фильме

«Чёрные перчатки»: что было вырезано из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

***

Если вам интересны мои публикации о советском кино, обязательно подпишитесь на канал — тогда они будут чаще появляться в вашей ленте новостей. Спасибо за внимание!