5 странных МАЗов, созданных в единственном экземпляре

5,9k full reads
7,2k story viewsUnique page visitors
5,9k read the story to the endThat's 82% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Вы когда-нибудь задумывались, сколько оригинальных модификаций и даже моделей автозаводы выпускают в единственном экземпляре? В век цифровых фотоаппаратов очень многие из них просто растворяются на просторах нашей страны, не оставив после себя даже фотоследа, не говоря уже о сохранении их для музеев.

Сегодня решил порадовать вас подборкой эксклюзивных автобусов МАЗ. Как выяснилось, даже у этого относительно молодого завода были интересные варианты, созданные по той или иной прихоти, но в серию, естественно, не пошедшие. И машин таких, даже навскидку, было немало. Так что вот вам «великолепная пятерка»…

5 странных МАЗов, созданных в единственном экземпляре

В конце 90-х по улицам Минска стал раскатывать «полосатый» МАЗ-104С. Автобус привлекал внимание не только окраской, но и «горбом» на крыше. Стандартные сиденья внутри намекали, что вряд ли это шикарный кондиционер скрывается под коробом.

На самом деле на крыше была смонтирована батарея из 10 баллонов с метаном. На тот момент о советском прошлом «метановых» автобусов в Минске уже забыли, а новая эра природного газа еще не пришла. Поэтому машина вызывала заслуженный интерес окружающих.

Впрочем, переоборудованный собственными силами работников «МинскТрансГаза» автобус не получил должного интереса на самом заводе, и машина, отработав свой век, канула в Лету.

В 2000-м году на МАЗе был собран первый экземпляр «бюджетного» автобуса на грузовом шасси МАЗ-4370. Совместив элементы кабины серийных грузовиков четвертого поколения МАЗ-6430 с оригинальным пассажирским кузовом, в Минске получили машину своеобразной внешности, но с хорошими перспективами.

МАЗ 106 вдоволь покатался по выставкам, удивляя окружающих своим дизайном, но заказов на производство так и не дождался. Попав в подшефное заводу хозяйство, «гибрид» прожил долгую для такой экспериментальной поделки жизнь и был заброшен только после того, как колхозу выдали новый автобус.

В 2005 году на свет появился уникальный автобус. По заказу ПАО «Сургутнефтегаз» в Минске собрали «спецверсию» «сто четвертого». МАЗ 104121 визуально выделялся на фоне своих собратьев пригородных МАЗ 104С одностворчатыми служебными дверями. Машина имела иной салон – вместо бюджетных «сидушек» внутри на подиумах в четыре ряда стояли комфортные мягкие кресла с высокими спинками. Этакий «междугородник» в пригородном кузове.

Увы, идея не получила развития, а единственный экземпляр, отработав в Сургуте десяток лет, был списан в 2017 году.

Фото Александра Карпова, https://fotobus.msk.ru/photo/364234/?vid=262919
Фото Александра Карпова, https://fotobus.msk.ru/photo/364234/?vid=262919
Фото Александра Карпова, https://fotobus.msk.ru/photo/364234/?vid=262919

В 2007 году интересная машина была создана на базе городского МАЗ 203076. Заказчиком стало ОО «Белорусский республиканский союз молодежи» (БРСМ). Это что-то типа комсомола, только по-белорусски. Обществу потребовался мобильный штаб для различных мероприятий, коих в стране проводилось великое множество.

В итоге на свет появилась машина в стандартном кузове, но с полностью оригинальным салоном. Передняя часть была отдана на откуп толпящейся молодежи, а четыре оставшихся сиденья поставили вдоль правого борта. Во второй половине сиденья частично остались, но перед ними появились полноразмерные столы, позволяющие вести душещипательные беседы или оформлять различные бумаги.

Автобус исправно функционировал до 2014 года, после чего был возвращен обратно на завод (вместо него у БРСМ появился МАЗ 107). На МАЗе машине вернули обычный салон и передали перевозчику в Гомельскую область, где она до сих пор и работает.

В 2009 году на МАЗ обратился очередной креативный перевозчик. В то время в фаворе у частников был «белорусский ПАЗик» - МАЗ 256. Простая как «5 копеек» машина использовалась везде, где только можно: и на служебных перевозках, и на пригородных маршрутах, и даже на «межгороде». Естественно, встречались «двести пятьдесят шестые» и в городе.

Так вот, заказчик пожелал, чтобы завод сделал в машине ровный пол, накопительную площадку и понизил высоту входа. «Маршрутка» же, время - деньги! Если с двумя последними требованиям вопросов не возникло – демонтированные сиденья напротив второй двери и выдвижные ступеньки под днищем решили задачу, то избавиться от тоннеля между рядами сидений было весьма сложно. Рамное шасси не позволяло опустить сиденья с подиумов вниз, а поднять весь пол означало сделать еще выше центр тяжести, который у модели и так был на грани. Тем не менее, заказчик настаивал, «продажники» его поддержали, и конструкторы выдали клиенту МАЗ 256770.

Естественно, все опасения по поводу валкости кузова подтвердились, и продолжения эксперимента не последовало. Сам автобус вроде как жив, и даже возит пассажиров. Но на регулярных маршрутах так никогда и не эксплуатировался.