Автобус ЗИС-127 и культ личности

30.03.2018

Для начала - небольшая предыстория. Когда-то ко мне в руки попал вот такой скан:

Скан взят не абы откуда – с заводского альбома, предвестника нынешних многостраничных фирменных рекламных буклетов. Вот, собственно, первый разворот того альбома (обратите внимание, сколь мощная штукенция: с переплетом на металлических винтах!):

Как видно, на первом скане запечатлены междугородные автобусы ЗИС-127. Машины определенно совершенно новые, вдвоем, да еще и без номерных знаков… Плюс крымский пейзаж на заднем плане – в совокупности все эти факторы дают явные основания считать запечатленные на фото обстоятельства южным этапом государственных приемочных испытаний автобусов ЗИС-127. Но вот только сами автобусы с этого фото долго вызывали у меня непонимание. Я знал, что в государственных испытаниях участвовали опытные образцы ЗИС-127 с короткой колесной базой, а в серийное производство потом пошли автобусы ЗИС-127 с увеличенной базой. Изображений и тех, и других машин у меня в архиве имеется предостаточно. На данном скане, несмотря на неудачный ракурс, явственно просматривается, что колесная база (по крайней мере, у первого автобуса) точно короткая – ибо виден довольно приличный задний свес кузова. Раз так – это точно еще опытный образец. Но вот «морды» у обоих этих автобусов ну совершенно странные. Нигде, ни на одной другой фотографии опытных короткобазных ЗИСов больше не встречается ничего похожего! Вот, посмотрите, как выглядят эти самые опытные короткобазные образцы ЗИС-127 с госиспытаний на всех других известных фотках:

Массивную надпись «ЗИС» на передке не заметить невозможно. Декоративные элементы на передней панели кузова также выглядят совершенно иначе, а еше между фар нет и в помине никаких вентиляционных прорезей и подштамповок. Так что за автобусы тогда на первом скане? И почему у них вообще на эмблеме в кружочке читается аббревиатура «ЗИЛ», если государственные испытания проводились в 1954-1955 годах, а московский автозавод стал «имени Лихачева» вместо «имени Сталина» только в 1956-м? Самое логичное, что приходит на ум – это то, что фотка сделана уже намного позже госиспытаний, а сами автобусы году этак в 1956-м просто переделали – опробовали на них новый перспективный дизайн передка, который планировали затем внедрить на серийные машины. Вроде бы, более-менее логичная версия получается? Тем более, что несколькими страницами далее в том же самом заводском альбоме есть еще и вот такой разворот:

На правой странице, как видно, снова 127-й автобус с этим самым непонятным оформлением передка, только теперь уже с длинной колесной базой. Ну, точно – хотели такую «мордашку» внедрять в серии, даже построили несколько пробных образцов, но потом что-то не срослось, видимо… Но прошло некоторое время, и… У меня появилась вот такая фотография:

Узнаете? Это тот же самый кадр, с которого начинался этот пост, только теперь кадр настоящий, в оригинале – отсканированный с негатива. И только теперь стало ясно, сколь глубокому вмешательству ретушёра подвергся этот фотоснимок перед публикацией в альбоме. Зачем? Очевидно, в период активной борьбы с культом личности товарища Сталина ретушёр получил задание заштриховать крупную надпись «ЗИС». Но поскольку в ретушёре, видимо, умирал маститый автомобильный дизайнер, он подошел к заданию творчески. А в результате родилась историческая фальсификация. Вот так вот, ловкость рук и никакого вам Фотошопа!

P.S. А вот и тот самый «серийный» образец ЗИС-127 из заводского альбома. Без ретуши он выглядит вот так:

Спасибо, что дочитали до конца!

P.P.S. Другая недавняя статья про автобусы из моего блога: "Опытные автобусы ЛиАЗ-677М"