Автомобильная экзотика за заводскими заборами

26 May 2020

Как-то я уже рассказывал о внутризаводском транспорте (ВЗТ), который используют на своей территории автопроизводители. Однако не только им необходимы странного вида повозки, перевозящие между цехами непонятные конструкции. Практически на любых промышленных объектах можно найти узкоспециализированную «каркалыгу», созданную с учетом задач «здесь и сейчас». Как раз о них сегодня и пойдет речь.

Это не фотошоп!
Это не фотошоп!

Начнем с самого удивительного и неожиданного – с ВЗТшек (внутризаводской транспорт). Мастерят их часто из подручных средств без привязки к каким-либо канонам создания автотранспорта. Глядя на некоторые из них, складывается впечатление, что сварщик просто стоял возле рамы на колесах и приваривал все, что ему подавали из-за спины его бухие товарищи: кабину, кузов, рельсу, бампер, дверцу, руль. Причем, именно в такой последовательности и варил. Даже удивительно, что полученный «автомонстр» по факту оказывается весьма эффективным рабочим инструментом.

Когда-то это был «лобатый» МАЗ – Автокомбинат №4 в Минске.
Когда-то это был «лобатый» МАЗ – Автокомбинат №4 в Минске.
– Проглядываются черты Ikarus'а, конечно, но это неточно - Новосибирск
Когда-то это был «лобатый» МАЗ – Автокомбинат №4 в Минске.
А это ВЗТшки завода «Ростсельмаш» - не комбайнами едиными…
Когда-то это был «лобатый» МАЗ – Автокомбинат №4 в Минске.
ЗИС-5-ЗИС или 5-ЗИС-5 - Кемеровский механический завод
Когда-то это был «лобатый» МАЗ – Автокомбинат №4 в Минске.
Судя по всему, ВЗТ Уральского автозавода – а ведь с таким оперением их было выпущено всего ничего...
Когда-то это был «лобатый» МАЗ – Автокомбинат №4 в Минске.

Впрочем, далеко не всегда нужно создавать что-то уж совсем уникальное. Порой для «дворовых игр» достаточно на стандартное шасси установить какую-то оригинальную конструкцию- и получить необходимый инструмент. Такие ВЗТшки чаще всего встречаются на автобазах – там нужны «тяни-толкаи», чтобы перемещать по территории неисправную технику. И базой для них чаще всего служат списанные грузовики. Иногда весьма оригинальные.

МАЗурик с кузовом-трибуной, работал в АП-3 г. Минска
МАЗурик с кузовом-трибуной, работал в АП-3 г. Минска
Тяни-толкай на шасси «Колуна» - «Автосила», г.Минск
МАЗурик с кузовом-трибуной, работал в АП-3 г. Минска
А это трофейный Opel Blitz на одном из предприятий Эстонии
МАЗурик с кузовом-трибуной, работал в АП-3 г. Минска
МАЗ-525 работал в роли эвакуатора на ММЗ в Минске
МАЗурик с кузовом-трибуной, работал в АП-3 г. Минска
Был «микрик» - стал пикап. ВЗТшка Курганмашзавода
МАЗурик с кузовом-трибуной, работал в АП-3 г. Минска

К слову, о пикапах. Этим видом ВЗТшек очень увлекались не только автозаводы, любящие сваривать микрогрузовички из бракованных кузовов, но и ремонтные предприятия. Благо, рукастых парней на них навалом, а отечественный легковой автопром особой выносливостью не отличался. Так что усилить давший слабину или пострадавший от сторонней силы кузов, выкинув из него всю пассажирскую начинку – милое дело. Кстати, порой на этих «гибридах» сохранялись нормальные госномера, и машинки периодически выкатывались на городские улицы.

Полноценный грузовик для выездов в город
Полноценный грузовик для выездов в город
А этот пикап для поездок не дальше проходной
Полноценный грузовик для выездов в город
Слабо угадать, где же именно сделано фото?
Полноценный грузовик для выездов в город
Кто сказал, что «Ока» - это не грузовик?
Полноценный грузовик для выездов в город
Чистокровная ВЗТшка на городской прогулке
Полноценный грузовик для выездов в город

Впрочем, вернемся к более специализированным конструкциям. Болезнь всех наших старых предприятий – узкая планировка. При проектировании цехов и проездов у нас никто и никогда не парился по поводу удобств и перспектив развития. Чем ближе между собой строения, тем меньше нужно тянуть коммуникаций. Экономим трубы, кабели, асфальт и т.д. Проектировщику - премия, шоферам - головная боль. Дабы компенсировать «шедевральность» архитектурной мысли, на заводах изготавливали «бобики» - короткобазные версии базовых шасси. Чаще всего это были ГАЗоны и ЗИЛы – в них меньше переделок нужно вносить.

ЧТЗ - как вам такая ВЗТшка УралЗИС? На укороченной базе, но с КМУ
ЧТЗ - как вам такая ВЗТшка УралЗИС? На укороченной базе, но с КМУ
А это просто коротышка все того же ЧТЗ, на той же базе УралЗИС-355М
ЧТЗ - как вам такая ВЗТшка УралЗИС? На укороченной базе, но с КМУ
Один из самых распространенных вариантов – «бобик» на ГАЗ-53
ЧТЗ - как вам такая ВЗТшка УралЗИС? На укороченной базе, но с КМУ
А это уже современный вариант в виде ГАЗ-3306
ЧТЗ - как вам такая ВЗТшка УралЗИС? На укороченной базе, но с КМУ
Трудяга ГАЗ-51 в роли эвакуатора в не столь и далекие времена
ЧТЗ - как вам такая ВЗТшка УралЗИС? На укороченной базе, но с КМУ

И в завершении снова обратимся к автозаводам. Кому как не им удивлять нас широтой размаха в подходе к ВЗТ. Я вот не так уж и давно узнал, что к «бобикам» на заводах ГАЗ и ЗИЛ подходили не только по принципу «режь здесь, приваривай тут», но и со всей серьезностью конструкторской мысли. Т.е. на ЗИЛе, к примеру, «каркалыги» АТУ-100 собирались массово по строго утвержденным чертежам с 1948 по… 1985 год!

ВЗТшка ЗИЛ-5Э133 с колесной формулой 10х4
ВЗТшка ЗИЛ-5Э133 с колесной формулой 10х4
А это четырехосный вариант ЗИЛ-5Э133
ВЗТшка ЗИЛ-5Э133 с колесной формулой 10х4
Переднеприводный ГАЗон 6х2 для транспортировки контейнеров
ВЗТшка ЗИЛ-5Э133 с колесной формулой 10х4
А как вам такой «тягач» с «элементами» ГАЗ-АА?
ВЗТшка ЗИЛ-5Э133 с колесной формулой 10х4
А вот парковка ВЗТшек газовского производства на ЗИЛе. Впечатляет размах?
ВЗТшка ЗИЛ-5Э133 с колесной формулой 10х4

Мне не доводилось встречать настолько специализированные ВЗТшки на автозавлодах за рубежом, но, по идее, должен же и у них быть какой-то «узкопрофильный» заводской транспорт…

Жууууууууууук
Жууууууууууук