Что такое "водоробус": новые модели ГАЗ и КАМАЗ с химическим реактором на борту

3,1k full reads
4,8k story viewsUnique page visitors
3,1k read the story to the endThat's 65% of the total page views
4 minutes — average reading time

Я практически не слежу за легковыми новинками мирового автопрома, и так вышло, что практически «проспал» тот момент, когда водородный автотранспорт вдруг стал обычным явлением окружающего мира. Просто солнечным сентябрьским днем 2019 года я ехал на машине из Ульма в Мюнхен, и на въезде в столицу Баварии остановился на светофоре прямо напротив… водородной АЗС, куда в это самое время заруливала фрау на японской легковушке. У меня тогда случился форменный шок. Вечером-то я нагуглил в Интернете, что в некоторых странах мира «водородное завтра» уже наступило. Ну, а теперь эта тенденция докатилась и до нас, правда, пока в сфере коммерческого транспорта: на выставку COMTRANS 2021 Группа ГАЗ и КАМАЗ привезли сразу четыре машины, которые необходимо заправлять водородом. Москва четко обозначила интерес к подобному транспорту, и на заводах сразу закипела работа…

Два водоробуса Группы ГАЗ: слева – Citymax Hydrogen, он же Citymax 12 FCEV на базе серийного электробуса ЛиАЗ-6274, справа – GAZelle City FCEV
Два водоробуса Группы ГАЗ: слева – Citymax Hydrogen, он же Citymax 12 FCEV на базе серийного электробуса ЛиАЗ-6274, справа – GAZelle City FCEV
Два водоробуса Группы ГАЗ: слева – Citymax Hydrogen, он же Citymax 12 FCEV на базе серийного электробуса ЛиАЗ-6274, справа – GAZelle City FCEV

Все эти машины представляют собой электромобили, дооснащенные газобаллонной аппаратурой для хранения водорода под давлением 700 атмосфер и электрохимическим генератором (топливным элементом), вырабатывающим электроэнергию за счет окисления водорода. То есть никакого сжигания водорода в таких автомобилях не происходит, а в результате химической реакции образуются вода и электричество, которое подается непосредственно в тяговый электродвигатель или запасается в аккумуляторной батарее. Все эти технологии – ну очень недешевы: тот же водоробус пока что получается в 2-3 раза более дорогим, чем обычный электробус (который сам по себе стоит, как чугунный мост!). Да и к КПД всей этой водородной цепочки есть много вопросов. Но чем привлекают инженеров водородные топливные элементы – это сравнительно простым методом получения большого запаса хода (просто ставишь на машину нужное количество водородных баллонов) и быстротой заправки: несколько минут – и баллоны под завязку! Сравните это с необходимостью проводить часы около розетки для традиционных «электричек»… А теперь чуть более подробно о том, что же конкретно за машины привезли на выставку.

GAZelle City FCEV

Водоробус GAZelle City FCEV построили на основе уже полностью готовой к производству электрической модификации «маршрутки» ГАЗель City. В салоне ее водородную сущность для пассажира ничто не выдает: планировка осталась прежней, с 17 посадочными местами при общей вместимости 22 человека. Тяговый электродвигатель пиковой мощностью 100 кВт (136 л.с.) – тот же самый, что и на обычных электро-ГАЗелях. Но теперь на борту появились три 51-литровых водородных баллона (по одному позади передних колес и еще один под последним рядом сидений) и топливный элемент мощностью 30 кВт. В результате машина может пройти 50 км за счет первоначальной зарядки батареи в парке и потом еще 300 км за счет переработки водорода. А потребное время на заправку баллонов – всего 3 минуты. Расположение топливного элемента и баллонов на борту ГАЗели можно примерно понять вот по этой схемке:

Что такое "водоробус": новые модели ГАЗ и КАМАЗ с химическим реактором на борту

Второй водоробус на стенде Группы ГАЗ называется Citymax Hydrogen (он же Citymax 12 FCEV), и построен он на базе серийного электробуса ЛиАЗ-6274 с доработанным кузовом. Соответственно, в движение он приводится тем же самым электропортальным мостом ZF пиковой мощностью 250 кВт (340 л.с.). Все баллоны и топливные элементы у него разместили на крыше – места, благо, там хватает. Тепло, которое выделяется при работе водородного топливного элемента, зимой используется для отопления салона автобуса. Запас хода у большого водоробуса – такой же, как и у маленького: 350 км. А салон рассчитан на проезд 85 пассажиров при 34 местах для сидения. Газовцы особо отмечали, что электронная система управления водородной энергетической установкой на Ситимаксе – своя, разработанная Инжиниринговым центром им.Липгарта, который был создан Группой ГАЗ совместно с МГТУ им.Баумана.

Citymax Hydrogen

Теперь о машинах, которые подготовил для выставки КАМАЗ. Первая из них – это водоробус под предстоящий в будущем московский тендер. Угадайте с одного раза, как был оформлен его экстерьер? Правильно, кузов был выкрашен в «московский» синий цвет, а на его бортах большими буквами была нанесена надпись «Это водоробус» )) Называется новинка КАМАЗ-6290, и построена она, вполне естественно, на основе серийного электробуса КАМАЗ-6282, поэтому у них принципиально однотипны и кузов, и ходовая часть с электропортальным мостом ZF. В салоне – 33 места для сидения. Шесть баллонов, размещенных на крыше, способны вместить до 24 кг водорода. Этого машине хватит на пробег порядка 250 км против максимум 70 километров у обычных камазовских электробусов. Мощность водородной установки составляет 45 кВт. Сборку водоробусов КАМАЗ сразу планирует разворачивать в Москве, на площадке СВАРЗа. Ибо очевидно, что ни в ближайшей, ни в отдаленной перспективе такой дорогущий транспорт, требующий создания совершенно новой инфраструктуры, не сможет себе позволить ни один другой регион страны.

Водоробус КАМАЗ-6290

Наконец, последняя водородная машина – уже не автобус, а грузовик тяжелого класса, названный КАМАЗ-65208. Он построен на базе шасси из семейства К4 с колесной формулой 6х2 и третьим подъемным мостом и ориентирован, очевидно, в первую очередь на обслуживание крупных продуктовых сетей вроде «Магнита» или «Пятерочки» – а потому и был оснащен рефрижераторной надстройкой. Тяговый электродвигатель тут более серьезный, чем на электробусах – пиковой мощностью 400 кВт (544 л.с.), равно как и топливный элемент: он тут развивает 170 кВт. Баллоны – всего их 6 штук – размещены под откидными кожухами в пределах колесной базы. Номинально в них можно закачать 45 кг водорода, в качестве опции будут предлагаться увеличенные баллоны на 53 кг газа. Обещаемый запас хода – до 500 км.

Водородный грузовик КАМАЗ-65208

Однако вопросы к водородному КАМАЗу у меня остались. Например, касаемо того, какая же у него на самом деле полная масса? По сопроводительной табличке – аж 40 тонн! Однако мосты взятого за основу шасси даже технически не рассчитаны на такой вес, не говоря уж о разрешенных осевых нагрузках для дорог общего пользования! И как тут быть – пока не ясно… Или все-таки банальная ошибка на табличке?

Читайте также о других новинках выставки COMTRANS 2021:
- Новые модели автобусов ПАЗ: Citymax 9 и Валдай City
- Шарнирно-сочлененный самосвал КАМАЗ-6561 Геркулес
- Все новинки грузовой экспозиции Группы ГАЗ
- Гибридный беспилотник КАМАЗ-54907 с солнечными панелями
- Среднетоннажник КАМАЗ Компас 9
- Автобусы, троллейбусы и электробусы: обзор новинок