«Что за… бус?!» – какие каркалыги получаются, когда конструкторы потакают продажникам…

43k full reads
53k story viewsUnique page visitors
43k read the story to the endThat's 82% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Противостояние между продавцами и конструкторами автомобилей идет постоянно. Первые хотят, чтобы клиент купил у них машину любой ценой, вторые - чтобы эта цена была все же вменяемой. Обычно руководство поддерживает именно производственников, ибо понимает, что иные «хотелки» могут очень дорого обойтись предприятию. Но иногда они принимают сторону отдела продаж, и вот тогда на свет появляется «НЕЧТО»…

Сегодня расскажу вам про автобус, который появился именно благодаря настойчивости продавцов. Машина была спроектирована и изготовлена вопреки разумным доводам конструкторского отдела и без оглядки на то, что за окнами XXI век. Знакомьтесь, МАЗ 131020 – уникальная «бурбухайка» по-белорусски из 2016 года.

«Но мы пройдем опасный путь…»
«Но мы пройдем опасный путь…»
«Но мы пройдем опасный путь…»

Все началось с того, что некий не афишируемый заказчик из одной африканской страны пожелал купить автобус, которому не особо нужен асфальт, а в идеале - и твердое покрытие. При этом машина должна была везти много пассажиров, еще больше поклажи, а в случае необходимости еще и тащить за собой прицеп.

МАЗ 131020 собственной персоной – зацените багажничек на крыше

Ломаться техника не должна была в принципе, а если неисправность возникала, то водитель мог бы ее устранить чуть ли не на ходу и без инструмента. А лучше, конечно, чтобы, растеряв половину агрегатов, автобус все же ехал.

Ну, и на экологические нормы заказчику, естественно, было… все равно.

Очень дешево и очень сердито

Однако главным критерием была цена. Именно поэтому в основу машины решили положить самое бюджетное шасси из актуальной на тот момент продуктовой линейки – МАЗ-5337. Собственно говоря, именно этот момент и стал «началом конца» данного проекта. Потому как водрузить на шасси с колесной базой всего 5700 мм кузов, способный вмещать 43 посадочных места и имеющий общую пассажировместимость 72 человека, весьма проблематично.

Нет, конструкторы справились с задачей, и «салон» длиной 11 450 мм встал на положенное ему место даже без перекомпоновки рабочих органов. Но задний свес при этом составил 4200 мм!

Обратите внимание: над задним мостом горб прямо на проходе

Доставил проблем и мотор. На тот момент шасси МАЗ-5337 комплектовалось V-образной «шестеркой» ЯМЗ-236БЕ2 (Евро-2) мощностью 250 л.с. Все бы ничего, но данный мотор имеет габариты 1045 мм по ширине и 1100 мм по высоте. А так как кузов над землей поднять выше было просто нельзя – центр тяжести и так высоко, пришлось внутри салона сооружать огромный кожух, прикрывающий силовую установку. И опять же, терпимо, если бы у водителя была своя персональная дверь. Но ее не было…

Ради сохранения жесткости кузова от нее банально отказались, и водитель попадал на свое рабочее место, совершая восхождение и спуск «со скалы». А чтобы при этом он не бился каждый раз головой о потолок, на крыше над кабиной пришлось сделать горб.

Рабочее место водителя соответствует внешности – максимум простоты

Отдельного упоминания достоин багажник на крыше. Выполнение этого обязательного требования увеличило габаритную высоту автобуса до 3360 мм. С учетом того, что высота пола оказалась на высоте 1050 мм, а официальная грузоподъемность багажника – 3000 кг, даже боюсь представить, сколько же по факту МАЗу предстояло возить, и какой должна была бы быть его склонность к опрокидыванию.

Чтобы использовать заявленную грузоподъемность, поставили оси от лесовоза

А еще массу вопросов вызвал дизайн. Нет, понятно, что от «бурбухайки» никаких откровений ждать не приходилось. Но то, что было в итоге представлено на суд окружающих, вызывало легкий ступор. В машине не было вообще никакой привязки к текущему фирменному стилю МАЗов – ни к грузовикам, ни к какому-либо поколению автобусов. Складывалось впечатление, что коллектив центра перспективных разработок изначально оставлял для себя лазейку откреститься от данного шедевра: «Вы что не видите – никакой это не МАЗ!».

Впрочем, в истории автозавода уже были два подобных автобуса. Правда, по заказу МАЗа их сделали иностранцы, но сходство явно прослеживается…

Просто для сравнения МАЗ 131020…

Несмотря на все вышесказанное, проект не был таким уж провальным. Вернее, сама идея создать простой, выносливый и дешевый автобус для стран, где дороги есть только в столице, была очень неплоха. Помните, какой самый продаваемый автобус в России?!

Вот только не стоило загонять конструкторов в столь жесткие рамки экономии. Они прекрасно осознавали, что от них хотят и как можно создать на основе техзадания интересный продукт. Длиннобазное шасси избавило бы машину от несуразного заднего свеса, гнутые формы позволили бы создать актуальный дизайн передней маски, а более совершенная «фурнитура» упростила бы жизнь водителю. И стоимость бы при этом выросла не сильно, и «сто тридцать первый» заиграл бы иными красками.

Как вам клиренс – машина реально не боялась движения по направлениям

Увы, автозавод увлекся словом «бюджетный» и проиграл. МАЗ 131020 вышел настолько несуразным, что низкий ценник исправить ситуацию уже не смог. Даже потенциальный заказчик, по техзаданию которого создали модель, не решился ее не только купить, но даже взять на испытания.

В итоге «бурбухайка» покаталась по заводским делам и была передана в качестве гуманитарной помощи Сирии. Так что, если увидите в кадрах из того региона диковинный автобус – знайте, это МАЗ. Единственный и неповторимый…

Что не отнять – машина везде привлекала внимание!