Грузовики из стран СЭВ, которые знали в каждом городе СССР

10 April

В Советском Союзе всегда существовала видимая диспропорция в объемах производства грузового транспорта, обусловленная плановой экономикой: среднетоннажных грузовиков выпускали в несколько раз больше, чем малотоннажных. Дефицит последних активно покрывался за счет импорта польских автомобилей Nysa и Zuk, имевших одинаковые агрегаты. Их выпускали заводы FSD в городе Ныса и FSC в городе Люблин.

Изотермический фургон Nysa С-521
Изотермический фургон Nysa С-521

Интересно, что «Нысы» приходили к нам в основном в виде пассажирских микроавтобусов, реже – в виде грузопассажирских машин, а чисто грузовые фургоны с изотермическими кузовами были наиболее редкой модификацией.

Фургон Zuk А06 1988 года выпуска
Фургон Zuk А06 1988 года выпуска

Напротив, «Жуки» ввозились в СССР преимущественно в виде грузовых фургонов модели А-06. Более редко встречалась пикапы А-13М и грузовички с открытой бортовой платформой А-11М.

Бортовой Zuk А11 1989 года выпуска
Бортовой Zuk А11 1989 года выпуска

В коммунальном городском хозяйстве самое широкое применение в 1980-е годы нашли двухтонные грузовики Multicar 25, импортируемые из ГДР. Они выпускались во множестве модификаций и могли комплектоваться сменным навесным оборудованием, но чаще всего встречались у нас с самосвальной платформой и с кузовом-фургоном.

Самосвал Multicar 25
Самосвал Multicar 25

В Советском Союзе никогда не делали цельнометаллических фургонов, рассчитанных на две тонны груза. Потребность в подобном транспорте полностью покрывалась за счет поставок чехословацких фургонов Avia серий А20 и A21 с кузовами неизменно синего цвета.

Фургон Avia A21F 1989 года выпуска
Фургон Avia A21F 1989 года выпуска

Наряду с «двухтонками», завод Avia отправлял в Советский Союз и «трехтонки» серий A30 и А31. Чаще всего это были короткобазные шасси с установленными на них высокими изотермическими кузовами-фургонами и длиннобазные шасси с бортовой платформой и тентом.

Изотермический фургон Avia A31 1986 года выпуска
Изотермический фургон Avia A31 1986 года выпуска
Бортовой грузовик Avia A31N. Данный экземпляр уже из постсоветских поставок – 1993 года выпуска
Бортовой грузовик Avia A31N. Данный экземпляр уже из постсоветских поставок – 1993 года выпуска

Аналогичные по грузоподъемности фургоны с изотермическими и промтоварными кузовами в 1980-е годы довольно массово поставлялись к нам и из ГДР, с фабрики Robur-Werke в Циттау.

Robur LD3000
Robur LD3000

А из другого города ГДР – Людвигсфельде – в Советский Союз массово поступали 5-тонные грузовики IFA W50L – одноклассники наших ЗИЛ-130, только с бескапотной кабиной и дизельным двигателем. Чаще всего они встречались в виде самосвала с трехсторонней разгрузкой и бортового грузовика.

Самосвал IFA W50L 1988 года постройки
Самосвал IFA W50L 1988 года постройки

Для магистральных грузоперевозок в составе автопоездов с полуприцепами СССР закупал в Чехословакии «седельники» автомобильного завода LIAZ из города Мнихово-Градиште. Сперва, в период 1958-1982 гг., это были тягачи Skoda 706 RTTN, немного напоминающие внешне наши МАЗ-504. Затем им на смену пришли новые магистральные тягачи LIAZ серии 100, поставлявшиеся к нам вплоть до момента развала Союза.

Седельный тягач Skoda 706 RTTN
Седельный тягач Skoda 706 RTTN
Седельный тягач LIAZ 110 1990 года выпуска
Седельный тягач LIAZ 110 1990 года выпуска

Конечно, наш обзор не мог обойтись без автомобилей Tatra, которые поступали в СССР еще с конца 1940-х годов: неизменно полноприводных и почти всегда трехосных (модификации «Татр» с другими колесными формулами у нас оставались практически неизвестными). В общей сложности в СССР импортировались пять семейств грузовиков Tatra: капотные 111, 138 и 148, а также бескапотные 813 и 815.

Самосвал Tatra 148
Самосвал Tatra 148
Самосвал Tatra 815
Самосвал Tatra 815

Наконец, можно упомянуть еще и полноприводные грузовики Praga V3S. Массовых поставок этих машин в нашу страну не осуществлялось, однако во многих областях можно было встретить по нескольку единиц таких «трехосок» в виде передвижных медицинских рентген-кабинетов.

Praga V3S 1986 года выпуска
Praga V3S 1986 года выпуска

Другие материалы на нашем канале:
*
Внутризаводские тягачи: транспорт, который не встретить на дороге
*
Необычные "скорые", которые делают в России
*
Как в 1970-1971 гг. выглядели салоны советских автомобилей
*
Это вам не "пазик"! 53Г1 - автобус для горноспасателей