Интересное о «членовозах»

21k full reads
24k story viewsUnique page visitors
21k read the story to the endThat's 86% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Семь интересных фактов из истории советских машин власти.

Интересное о «членовозах»

1. Откуда пошло слово «членовоз»?

Русские люди всегда отличались чувством юмора и острым языком. Правительственные ЗИЛы в брежневскую эпоху предназначались в первую очередь для членов Политбюро ЦК КПСС. За это в народе правительственные машины прозвали «членовозами». Кто первым дал такое имя ЗИЛу – не известно, но остроумное название прижилось, и «членовозами» стали и все последующие советские лимузины.

Товарищ Брежнев, ЗИЛ-114, ГАЗ-13 и кортеж из нескольких Tatra-613
Товарищ Брежнев, ЗИЛ-114, ГАЗ-13 и кортеж из нескольких Tatra-613
Товарищ Брежнев, ЗИЛ-114, ГАЗ-13 и кортеж из нескольких Tatra-613

2. У советских - собственная гордость!

Начиная с модели ЗИЛ-111Г, на правительственные автомобили устанавливали импортную светотехнику: западных фирм General Electric, Bosch или Cibie. Но использование заграничных деталей было идеологически неверно, ведь речь шла об автомобилях советского руководства! Наши люди выход нашли: в архивах сохранилась рекомендация по устранению фирменной эмблемы американского концерна General Electric в виде букв «GE» с поверхности стекла. В документе были даны четкие инструкции: в какой последовательности и каких сортов применять абразивные пасты для бесследного уничтожения буржуйского логотипа.

Советский ЗИЛ-111Г с «капиталистическими» фарами
Советский ЗИЛ-111Г с «капиталистическими» фарами
Советский ЗИЛ-111Г с «капиталистическими» фарами

3. Специалистам без музыкального слуха к ЗИСу не подходить!

В послевоенном ЗИСе товарища Сталина даже звуковой сигнал был особым – три тона, сливающиеся при гудке в гармоничный аккорд. А вот что интересно: за точность звучания отвечали специалисты, обладавшие музыкальным слухом! Помимо тональности, корректировалась и громкость. На расстоянии метра от автомобиля шумомер должен был зафиксировать ровно 110 децибел.

ЗИС-110
ЗИС-110
ЗИС-110

4. Бронированный? А давайте попробуем расстрелять инженеров!

В 1942 году по машине Сталина открыл огонь из винтовки дезертир. После того случая для высшего руководства страны в срочном порядке начали разрабатывать бронированные автомобили. Так в автопарке вождя появился вариант ЗИС-110 со скрытым бронированием – ЗИС-115, с которым связана интересная история. Результат трудов разработчиков бронеавтомобиля Сталин проверил весьма надежным способом: приказал посадить инженеров в салон собранной машины и открыть по ней огонь. Документного подтверждения этой истории нет, однако споры на тему – легенда это или нет – идут до сих пор.

ЗИС-115
ЗИС-115
ЗИС-115

5. А поезжайте-ка, князи, прямо в грязи!

Русские не только первыми полетели в космос. Именно в нашей стране ПЕРВЫМИ В МИРЕ додумались сделать правительственный автомобиль высшего класса с колесной формулой 4х4. Первые эксперименты в этом направлении были сделаны еще при Сталине, но до использования построенных опытных образцов именно первым лицом государства дело тогда не дошло. Зато при Хрущеве, отличавшемся особой любовью к инспектированию колхозов и совхозов, появились полноприводные автомобили ЗИС-110П, причем сразу в двух вариантах: с открытым кузовом типа «фаэтон» и с закрытым кузовом типа «лимузин».

ЗИС-110П с открытым кузовом
ЗИС-110П с открытым кузовом
ЗИС-110П с открытым кузовом

6. Автомобильное наследство

Помимо кресла руководителя страны, каждому новому главе советского государства доставались в наследство автомобили предшественника. Так, от Черненко к Горбачеву во владение перешел лимузин ЗИЛ-41045 с опытной автоматической системой управления температурой в салоне. С ее помощью можно было регулировать интенсивность работы и печки, и кондиционера: практически современный климат-контроль! В один летний день этот ЗИЛ был подан Раисе Максимовне. На дорогах было пыльно, окна не открывали, и для комфорта пассажира водитель включил «климат». Произошёл сбой: в салоне моментально стало жарко, как в сауне! А все попытки водителя убавить тепло в ручном режиме закончились тем, что система начала делать мощные выбросы ледяного воздуха. В итоге, по возвращении из поездки Раиса Максимовна сразу же отправилась на обследование с подозрением на воспаление легких , и с автоматикой решили впредь не экспериментировать.

ЗИЛ-41045
ЗИЛ-41045
ЗИЛ-41045

7. Сиденье для Лихачева

А вот еще одна курьезная история, связанная с И. А. Лихачёвым – директором завода ЗИС в 1930-е годы. Создателям ЗИС-101, работавшим в 1936 году над конструкцией переднего сиденья, никак не удавалось добиться одобрения своих идей. Требовательный начальник каждый раз оставался недоволен образцами дивана. Сядет товарищ Лихачёв за руль ЗИС-101, поёрзает на сиденье, прислушается к ощущениям. Потом переберётся в стоящий рядом «Паккард», покачается на иностранных пружинах, призадумается и выдаст заключение:
— Вроде бы неплохо, но в «Паккарде» удобнее. Продолжайте работать!
В ответ — недоумение: кажется, всё точно скопировали. В чем же разница? И перетягивают сиденье заново.
Опять приходит Лихачёв, усаживается на очередной образец. Затем снова принимается оценивать американский автомобиль. И давай восхищенно цокать:
— Ведь совсем другое дело! Вот сиденье так сиденье! И мягкость, и упругость — идеально. Работайте, товарищи, работайте…
И так раз за разом. Отчаялись конструкторы и решили проверить, насколько безошибочен у директора «определитель качества» диванов. Открутили зисовское и паккардовское сиденья, а потом просто поменяли их местами. Благо, размеры до миллиметра совпадали.
— А теперь как, Иван Алексеевич? — а сами ухмылки прячут.
Тот снова проводит известный комплекс испытаний то в ЗИС сядет, то в «Паккард». То поерзает, то попрыгает.
— Неплохо, товарищи, неплохо… Но до американцев не дотягиваете.
Тогда мастера рассказали о своей уловке. Лихачев посмеялся, похвалил подчиненных за находчивость и велел пока сиденья обратно не переносить — завтра, мол. Акопов (нарком среднего машиностроения СССР) приедет. На следующий день Лихачев встречает высокого гостя. Собрались заводчане:
— Вот, Степан Акопович, сиденье сделали для нового советского автомобиля. С американским сравнить не желаете?
Акопов забирается в ЗИС, потом в «Паккарда». Хмурится:
— Как будто неплохо получилось. Только все равно у американцев удобней…
В ответ нарком слышит дружный смех Лихачева и собравшихся зисовцев.

ЗИС-101
ЗИС-101
ЗИС-101

Спасибо за внимание! Не забываем ПОДПИСЫВАТЬСЯ на канал и СТАВИТЬ ЛАЙК!