Как МАЗ 20 лет неправильные «гармошки» строил, но в итоге сдался…

22 July

Автобусы Минского автозавода хорошо известны у нас в стране. Городские полунизкопольники МАЗ 103 и низкопольники МАЗ 203 успели поработать в большинстве крупных российских городов. А вот о том, что в Минске собирают еще и сочлененные модели, знают далеко не все. И причина этого в том, что белорусы выбрали для своих «гармошек» нестандартную компоновочную схему: с двигателем в тягаче и приводом на вторую ось, а не с мотором и приводом в прицепе, как это делают во всем мире…

Первая белорусская «гармошка» на Площади Победы в Минске
Первая белорусская «гармошка» на Площади Победы в Минске

Первый опытный образец сочлененного автобуса МАЗ 105000 был собран в 1997 году. Несмотря на значительный процент унификации с 12-метровым городским высокопольным автобусом МАЗ 104, который выпускался с 1996 года, это была совершенно новая конструкция. Так как белорусы попытались создать бюджетный автобус (а, следовательно, сэкономить на портальных мостах, низкопольном узле сочленения и системе противоскладывания), машина получилась со ступеньками на входе и двигателем в передней секции.

Характерной чертой МАЗ 105000 была ломаная подоконная линия и узкие окна
Характерной чертой МАЗ 105000 была ломаная подоконная линия и узкие окна
Здоровенный шкаф при входе во вторую дверь шокировал пассажиров
Характерной чертой МАЗ 105000 была ломаная подоконная линия и узкие окна
Автобус вышел на линию в 1999 году и с переменным успехом работал до 2009 года
Характерной чертой МАЗ 105000 была ломаная подоконная линия и узкие окна

В принципе, это было не слишком критично, ибо на маршрутах в то время правили бал Ikarus 280, у которых «трапы» были еще круче. Однако поскольку горизонтальные моторы к тому времени окончательно вышли из моды, минчанам пришлось довольствоваться обычным рядным двигателем, который под пол категорически не влезал. Чтобы как-то поместить его в передней секции, конструкторы придумали огромный шкаф прямо напротив второй входной  двери.

 Второй экземпляр «гармошки» - МАЗ 105040. Он получил окна большего размера. Автор фото Сергей Изох (http://phototrans.eu/14,357011,0,_______105_KC_0979.html)
Второй экземпляр «гармошки» - МАЗ 105040. Он получил окна большего размера. Автор фото Сергей Изох (http://phototrans.eu/14,357011,0,_______105_KC_0979.html)
Выпущенный в 1998 году, он проработал на маршрутах до 2010 года
Второй экземпляр «гармошки» - МАЗ 105040. Он получил окна большего размера. Автор фото Сергей Изох (http://phototrans.eu/14,357011,0,_______105_KC_0979.html)

Мало того, что громадная конструкция сразу начинала «давить» на пассажиров, едва те оказывались в салоне, так еще и весь левый борт в тягаче оказался занят различными агрегатами. В результате, тем, кто хотел ехать сидя, приходилось карабкаться на достаточно высокие подиумы. А тем, кому сидений не хватило, толкаться в узком проходе, ибо планировка салона иного варианта не предусматривала.

Кроме того накопительная площадка в тягаче находилась слева от второй двери, и попасть на нее с коляской было практически невозможно. О том, что есть еще один «накопитель» в прицепе напротив третьей двери, знали далеко не все. Да и неизвестно, какой именно автобус подъедет к остановке, а с коляской или дорожными чемоданами в толпе особо не побегаешь.

С третьего экземпляра «гармошки» «стопятый» обрел окончательный вид. Автор фото Сергей Изох (http://phototrans.eu/14,357016,0,_______105040_KC_0980.html)
С третьего экземпляра «гармошки» «стопятый» обрел окончательный вид. Автор фото Сергей Изох (http://phototrans.eu/14,357016,0,_______105040_KC_0980.html)
Салон МАЗ 105040 больше походил на ущелье, чем на городской автобус
С третьего экземпляра «гармошки» «стопятый» обрел окончательный вид. Автор фото Сергей Изох (http://phototrans.eu/14,357016,0,_______105040_KC_0980.html)
Правый борт МАЗ 105 оставался неизменным с 1999 года до конца выпуска
С третьего экземпляра «гармошки» «стопятый» обрел окончательный вид. Автор фото Сергей Изох (http://phototrans.eu/14,357016,0,_______105040_KC_0980.html)

Разумеется, на заводе знали о «мнении» пассажиров относительно «шкафа». И даже предпринимали попытки его убрать. Опытный образец такой машины был создан в уже 2001 году. Автобус с заводским номером 036 получил мотор Mercedes-Benz, который прекрасно уместился в «тумбочку», сделав салон намного светлее и приятнее.

Однако немецкий двигатель был существенно дороже, и как он поведет себя в реальной эксплуатации с нашим парковым «сервисом», было непонятно. Так что экспериментальный МАЗ 105060 с «трехлучевым» мотором катался по Минску, как гордый лебедь среди утят, которые продолжили выкатываться из цехов МАЗа в прежнем виде.

У опытной машины даже оставили полноценное окно над мотором
У опытной машины даже оставили полноценное окно над мотором
Сравните, насколько приятнее стал восприниматься салон
У опытной машины даже оставили полноценное окно над мотором
Экспериментальный МАЗ 105060 исправно работал на линии с 2001 по 2014 год
У опытной машины даже оставили полноценное окно над мотором

Только спустя год стало понятно, что «немец» великолепно вписался в структуру «стопятого» и можно ставить его на поток, что и было сделано в 2003 году. Внутри автобуса стало визуально просторнее и светлее. Переход со «шкафа» на «тумбочку» позволил уменьшить и уровень шума, а также снизить «жар», который постоянно передавался в салон через стенки моторного отсека. Пассажиры стали благосклоннее относиться к машине, и белорусам даже удалось продать «гармошки» в Польшу и на Кубу.

Кубинский МАЗ 105065 – окно над мотором в серии стало «усеченным»
Кубинский МАЗ 105065 – окно над мотором в серии стало «усеченным»
Вот так выглядел салон «стопятых» до самого завершения выпуска в 2017 году
Кубинский МАЗ 105065 – окно над мотором в серии стало «усеченным»
Визуально МАЗ 105060 и МАЗ 105065 были практически неотличимы
Кубинский МАЗ 105065 – окно над мотором в серии стало «усеченным»

В 2009 году линейка городских автобусов МАЗ прошла «фэйслифтинг», который коснулся и МАЗ 105. Автобус стал выглядеть симпатичнее, хотя на технической составляющей это никак не сказалось. Впрочем, белорусы особо и не рекламировали свою концепцию – как продается, так и продается. Хотя сочетание «мерседесовского» мотора с АКП позволяло машине прекрасно чувствовать себя в городском потоке, а большие углы узла сочленения в вертикальной плоскости сделали возможным не бояться резких подъемов. Кроме того система забора воздуха позволяла снизить вероятность гидроудара при затоплении дорожного полотна во время ливней.

Всего за 30 лет было выпущено порядка 1600 автобусов МАЗ 105 всех модификаций
Всего за 30 лет было выпущено порядка 1600 автобусов МАЗ 105 всех модификаций

Несмотря на то, что перевозчики по-прежнему не жаловали компоновочную схему с двигателем в тягаче, МАЗ упорно продолжал гнуть свою линию. В 2009 году построен сочлененный автобус второго поколения МАЗ 205069. Машина была полностью низкопольной, но… двигатель остался на прежнем месте. Правда, из-за необходимости разместить в моторном отсеке моторы Евро-5 «тумбочка» опять превратилась в «шкаф». Причем значительно увеличенного размера. Дополнительным «минусом» стал тот момент, что в передней части вовсе не было «социальных» мест – все сиденья расположились на высоких подиумах.

Впрочем, белорусы вскоре поняли свой промах и быстренько спихнули неудачную конструкцию подальше с глаз: 4 автобуса ушли в Польшу, а еще 4 - в Тюмень.

На МАЗ 205069 на левый борт вернулся моторный отсек во всю высоту автобуса
На МАЗ 205069 на левый борт вернулся моторный отсек во всю высоту автобуса
Передняя часть «гармошки» снова стала напоминать ущелье, а не салон
На МАЗ 205069 на левый борт вернулся моторный отсек во всю высоту автобуса
Неудивительно, что «двестипятых» было выпущено всего 8 единиц
На МАЗ 205069 на левый борт вернулся моторный отсек во всю высоту автобуса

В 2011 году белорусы наконец-то совершили реальный прорыв - в Минске собран первый образец МАЗ 215. Низкопольная «гармошка» была интересна сразу по нескольким моментам. Во-первых, у машины появилось ПЯТЬ пассажирских дверей. Причем две из них находились в пределах колесной базы первой секции, предельно упрощая процесс ротации пассажиров. Во-вторых, двигатель остался-таки в тягаче, но вместо «шкафа» появилась своеобразная «печка». Это позволило и двигатель Евро-5 разместить, и своеобразную компоновочную схему сохранить, и салон не сильно «ужать». В-третьих, оригинальное решение по планировке салона позволило расположить накопительную площадку напротив второй входной двери – теперь для пассажира вход во вторую дверь в любом автобусе МАЗ (впрочем, как и подавляющего большинства других марок) выводил его на «накопитель». И это при том, что площадки сохранились и в прицепе. Прям идеальный автобус вышел!

Первый вариант МАЗ 215069 – видите, сколько «накопителей»?
Первый вариант МАЗ 215069 – видите, сколько «накопителей»?
Вот так выглядела «печка» в опытном образце – неидеально, но лучше, чем «шкаф»
Первый вариант МАЗ 215069 – видите, сколько «накопителей»?
Решение с пятью дверями позитивно оценили водители – посадка ускорилась
Первый вариант МАЗ 215069 – видите, сколько «накопителей»?

Казалось бы, наслаждайся удачным решением и только успевай продавать машину направо и налево. Но не будь МАЗ МАЗом, если бы он не попытался сэкономить и погубить всю идею на корню. Дело в том, что планировалось две модификации «двестипятнадцатого»: МАЗ 215069 с пятью дверями и МАЗ 215169 с четырьмя. Во втором варианте дверь, напрямую выводящая на «накопитель», отсутствовала. А раз так, то и накопитель там не нужен. А раз не нужен в 4-дверном варианте, то и в 5-дверном его решили убрать, соорудив вместо него сиденья на подиумах. Как следствие, опять неудобство для пассажиров, опять невозможность нормально работать на одной линии с другим подвижным составом, опять никому не интересная модель. А ведь Польша, покатав первый образец, в итоге даже выкупила его и приобрела еще три таких машины, но… кому нужен «уникальный» автобус, требующий уникального подхода.

20 единиц МАЗ 215M69 в 2015 году закупила Сербия
20 единиц МАЗ 215M69 в 2015 году закупила Сербия
Сравните что пошло «в серию» в отличие от опытного образца
20 единиц МАЗ 215M69 в 2015 году закупила Сербия
Всего за 9 лет собрано около 290 «двестипятнадцатых»
20 единиц МАЗ 215M69 в 2015 году закупила Сербия

А что же МАЗ 215169, ради которого «унифицировали в хлам» отличную идею? А ничего! Разумеется, при наличии 5-дверного варианта точно такой же, только 4-дверный, оказался никому не интересен. Тем более, из-за двигателя в тягаче создать на его базе удобный пригородный или служебный вариант просто невозможно. В итоге с 2013 года, когда был собран первый четырехдверник, белорусам не удалось продать и полтора десятка этих машин.

Три МАЗ 215169 в Перми используют в качестве служебных
Три МАЗ 215169 в Перми используют в качестве служебных
Как видите, салон МАЗ 215169 ничем не лучше 215069
Три МАЗ 215169 в Перми используют в качестве служебных
Даже Минск купил себе всего два «упрощенных» автобуса
Три МАЗ 215169 в Перми используют в качестве служебных

Только в 2018 году белорусы смирились с тем, что их идея с тянущей схемой «гармошки» уж слишком специфическая. В итоге на свет появился низкопольный МАЗ 216066 с толкающей схемой. Машина получилась современной и в то же время привычной для перевозчиков и пассажиров. В настоящий момент МАЗ 215 и МАЗ 216 соседствуют на сборке и прекрасно друг друга дополняют. Так стоило ли столько лет упираться?..

МАЗ 216066 с характерным моторным отсеком «в хвосте»
МАЗ 216066 с характерным моторным отсеком «в хвосте»
В передней части теперь нет никаких «тумбочек» и «шкафов»
МАЗ 216066 с характерным моторным отсеком «в хвосте»
Моторный отсек представлен традиционной «шахтой» в задней части
МАЗ 216066 с характерным моторным отсеком «в хвосте»
Первую крупную партию из сотни машин уже купил Санкт-Петербург
МАЗ 216066 с характерным моторным отсеком «в хвосте»