Как МАЗ «скорые помощи» делает – утопия или грандиозный прорыв?..

133k full reads
172k story viewsUnique page visitors
133k read the story to the endThat's 77% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Все знают, что Минский автозавод производит грузовики. Очень многие в курсе, что МАЗ собирает и автобусы. Особо увлеченные транспортом вспомнят о троллейбусах из Минска. Но о том, что существуют автомобили скорой медицинской помощи (АСМП) с логотипом «МАЗ», известно совсем немногим…

Попробую закрыть этот пробел, тем более, тема достаточно интересная и возможно очень скоро коснется нашего рынка.

АСМП «МАЗель»
АСМП «МАЗель»
АСМП «МАЗель»

Началось все в 2010 году, когда МАЗ вдруг озадачился выпуском микроавтобусов и цельнометаллических фургонов класса LCV. Тема была популярная. «Маршрутки», переделанные из чего только можно, заполонили улицы российских, белорусских и украинских городов, и грех было не попытаться сунуть нос в данный сегмент. Мощности предприятия это позволяли. В результате на свет появился микроавтобус МАЗ 182010 «Ника», собранный на базе китайского «бусика» KingLong XMQ6520E. Он даже получил негласное имя - «МАЗель».

Естественно, мимо данной темы не смогли пройти кузовостроители «МАЗ-Купава», которые, по сути, являются придворными кутюрье Минского автозавода. И очень скоро из ворот предприятия выкатился АСМП МАЗ-Купава 393170, а в его основе лежал тот самый микроавтобус МАЗ 182010 «Ника».

МАЗ-Купава 393170 на базе МАЗ 182010 «Ника»

Так как носитель вел свою родословную из далеких-далеких времен, да еще и имел японские корни, его габаритные размеры не впечатляли. Построить базе такой машины полноценную «скорую», в которой врачи могли бы оказывать помощь пострадавшим, естественно, не получилось. А вот АСМП класса А – вполне.

Конструкторы «МАЗ-Купава» постарались выжать из небольшого салона все, что можно, и это им удалось. Внутри нашлось место не только для носилок с пациентом и кресла для медицинского работника, но и для большой лавочки с рундуком и шкафом для медоборудования. Для линейной машины, задача которой выезжать на вызовы, этого было вполне достаточно.

Внутри достаточно места даже для высоких медработников

Несмотря на то, что МАЗ серьезно доработал внутреннее содержание исходной машины, в серию «МАЗель» так и не пошла. Соответственно, не получил развития и проект АСМП на ее базе. Однако «МАЗ-Купава» успел-таки собрать второй экземпляр МАЗ-Купава 393170.

Обе машины были переданы на баланс МАЗа, и в настоящее время их можно увидеть на всех крупных мероприятиях автозавода или просто в городе. На удивление, спустя 10 лет машинки прекрасно себя чувствуют и выглядят как новые. Может, и не стоило так быстро сворачивать их сборку?

Это реальный медработник МАЗа во время работы на мероприятии, если что…

Впрочем, если белорусы что-то удумали, то остановить их практически невозможно. В прошлом году проект по выпуску LCV с логотипом «МАЗ» получил продолжение. Мазовцы учли все ошибки первого проекта и подошли к делу намного серьезнее. Теперь за основу был взят фургончик JAC Sunray – тоже «китай», но вполне современный. В результате на заводе в Бресте, находящемся в подчинении МАЗа, был налажен выпуск микроавтобусов МАЗ 281040 и цельнометаллических фургонов МАЗ-365022. Официального имени они пока не имеют, а неофициальное - «МАЗубрик» - тоже пока не прижилось.

Практически сразу к новым МАЗам протянулись беспокойные ручки «МАЗ-Купава». Опираясь на свой опыт, летом текущего года они представили новый АСМП класса B.

МАЗ-Купава-293170 на базе МАЗ 281040

В основе «скорой помощи» МАЗ-Купава-293170 лежит микроавтобус МАЗ 281040. Почему «микрик», а не фургон?  Просто основной акцент МАЗ сделал на выпуске пассажирских версий, так что ее и выбрали в качестве носителя.

Визуально автомобиль смахивает на все LCV сразу – как-будто кто-то взял понемногу от всего мирового автопрома. Тем не менее, машинка смотрится гармонично и в общем потоке не выглядит пришельцем из прошлого.

Убери логотип «МАЗ» - и марку угадать будет невозможно
Убери логотип «МАЗ» - и марку угадать будет невозможно
Убери логотип «МАЗ» - и марку угадать будет невозможно

В отличие от «МАЗели», «МАЗубрик» получился вполне современным. Просторный салон позволил создать удобную планировку: три поворотных кресла для медиков и пациентов, носилки, отсеки для медоборудования. Есть место для кислородных баллонов, предусмотрена возможность запитки электричеством от внешних источников. А для удобства входа предусмотрена выдвижная подножка.

Да, первый образец был сделан в самом простом исполнении. Однако не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять – размеры салона не уступают импортным и российским аналогам, а уж начинку «МАЗ-Купава» сможет поставить любую. Недаром же ее торговые прицепы закупает Франция!

Салон получился светлым и высоким – можно ходить в полный рост

Насколько успешным будет проект, покажет время. В настоящий момент первый АСМП МАЗ-Купава-293170 уже передан заказчику в Белоруссии. По итогам реальной эксплуатации будет принято решение о дальнейших действиях. Но уже сейчас понятно, что минчане будут стремиться влезть в российские нацпроекты. Тем более, что для этого у них пока есть козырь – «МАЗубрики» (по крайней мере, у них) стоят дешевле «ГАЗелей NEXT». А это серьезный аргумент для любого тендера…

АСМП «МАЗубрик»
АСМП «МАЗубрик»
АСМП «МАЗубрик»

Предыдущий материал, посвященный технике МАЗ можно увидеть ЗДЕСЬ