Морозы – выходим на 2 часа раньше, потому как электробусы замерзнут, или…

13 January
16k full reads
4 min.
28k story viewUnique page visitors
16k read the story to the endThat's 59% of the total page views
4 minutes — average reading time

Итак, в столицу вот-вот придут настоящие морозы - по крайней мере, на фоне прошлой зимы так точно. И сразу же интернет наполнился старыми песнями о том, что нужно готовиться к транспортному коллапсу, потому как электробусам морозов не выдержать, а весь транспорт в Москве теперь именно они.

Вопрос, на самом деле, достаточно острый. Полная ликвидация троллейбусов, которая произошла в прошлом году, до сих пор вызывает массу справедливых вопросов. И если электробусы действительно не выдержат воздействия холода, или хотя бы не смогут из-за них работать в полную силу, то проблем не избежать.

Беда в том, что узнать у кого-то, к чему же готовиться, достаточно сложно. Руководство «Мосгортранса» будет всячески уверять, что опасаться нечего, все под контролем – это же их идея была заполонить Москву «экобусами». КАМАЗ, хоть и поставляет электробусы в столицу, вообще не склонен давать какие-либо комментарии. Слушать мнение сторонних спецов, которые к реальной эксплуатации этой техники отношения не имеют, тоже так себе вариант.

Есть еще пассажиры, которые каждый день, в том числе и прошлой зимой, используют электробусы. Но для подавляющего большинства из них электробус, автобус и троллейбус – это нечто усредненное. И если транспортное средство пришло вовремя, поездка в нем не вызывает стойкого дискомфорта, и поломок в пути не произошло, то им решительно все равно, на чем именно они добрались до работы или домой.

Проанализировав все вышесказанное, я обратился к заводу ЛиАЗ. Посудите сами: в Ликино ведут работы над электробусами аж с 2011 года, поставки их в Москву по-прежнему продолжаются, и вроде как даже озвучивались планы о переходе в этом году на новое поколение. Ну, и к диалогу они подходят конструктивно. По-моему, идеальный кандидат для ответов на вопрос: «Доставать из чулана лыжи, или электробусы не подведут?» Ну, хотя бы ликинские…

За ответами я пришел к самому ГЛАВНОМУ специалисту завода ЛиАЗ по укрощению бесноватой прессы.

Главный вопрос: выдержат ли батареи серьезные морозы? Ведь по опыту эксплуатации обычных АКБ, если машина постоит на морозе ниже -25°С, а аккумулятор не в идеальном состоянии, стоит ждать проблем. А электробусы ночуют под открытым небом.

Электробусы ночуют на улице, но проблем ждать не стоит.

А если подробнее?

Во-первых, изначально электробусы рассчитывались под эксплуатацию до -35°С. Т.е. те морозы, которыми сейчас пугают москвичей, для нашего ЛиАЗ-6274 не страшны в принципе.

Во-вторых, в отличие от автобуса, у которого предпусковой подогреватель запускается непосредственно перед стартом, у электробуса даже во время ночного «отдыха» поддерживается температура батарей +32°С. Пантограф тоже обогреваемый. Т.е. во всех системах машины поддерживается рабочая температура. Отсутствие «охлаждайки» и масла, конечно, тоже играет в пользу электробуса – нечему загустевать. Про солярку я даже не упоминаю – сами все понимаете.

В-третьих, по итогам прошедшей эксплуатации можно с уверенностью говорить, что среднесуточный пробег электробусов составляет 250 км вне зависимости от поры года.

А были какие-то вопросы по прошлой зиме? Ведь на тот момент в Москве работало уже достаточно много ЛиАЗ-6274, и наверняка были проблемы – как-никак первая реальная зима.

Проблемы были, но отношения к погодным условиям они не имели. Да, возникали вопросы к зарядным станциям, к освоению водителями новой техники, к отладке системы эксплуатации электробусов в целом, но  никаких сбоев из-за того, что машина замерзла, или ее электрика отказала, так как промокла, не было.

И кстати, помимо московских поставок, с 2019 года у нас один электробус работает в Тюмени и два во Владивостоке. Согласитесь, не самые теплые регионы. Как видите, машины исправно выходят на линию, значит, и за Москву можно не переживать.

Скажу больше, коэффициент технической готовности ЛиАЗ-6274 удерживается на уровне 0,97…0,98. Для специалистов эти цифры скажут все, без каких-либо дополнительных объяснений. Да, в принципе, вы можете сами приехать к парку в рабочее время и заглянуть туда – площадки пустые, все машины на линии. Даже «резерва» как такового в парке нет – в случае чего «брешь» закроет электробус, проходящий плановое ТО. Обычно к обеду все регламентные работы уже завершаются, и можно выезжать на линию.

Наши первые машины с начала эксплуатации прошли уже более 135 000 км. И вряд ли вы сможете на глаз определить, какую машину мы поставили в 2018 году, а какую в 2020-м. Визуально они все выглядят одинаково, за исключением цветового решения салона в первых 30 машинах. Никаких значительных изменений в конструкции не было, первая сотка показала себя более чем хорошо.

А что относительно обогрева салона? Ведь отопители работают на дизельном топливе, и чем сильнее морозы, тем больше нужно «кочегарить» и тем хуже выхлоп – а как же экология?

Обожаю этот вопрос. Во-первых, что значит «кочегарить»? Мы же говорим о городском транспорте, в котором пассажирам нужно провести от 10 минут до получаса. Это в междугороднем автобусе удобно, когда температура в салоне позволяет снять верхнюю одежду. А в городе такая «жара» не только не нужна, но наоборот вредит. Ведь люди одеваются из расчета температуры на улице, и если в электробусе будет значительно теплее, чем за бортом,  то человек просто вспотеет, а потом, выйдя на холод, банально простынет. Во-вторых, всеми «любимый» дизельный отопитель, который по подсчетам диванных экспертов якобы потребляет солярки чуть ли не больше чем дизельный автобус на маршруте, на самом деле лишь догревает уже теплый воздух. Т.е. когда автоматика говорит, что температура падает, включается печка, подогревает салон до 21 градуса и ОТКЛЮЧАЕТСЯ. Она не работает всё время.

И да, следующие наши электробусы будут на электрическом отопителе. Теперь, накопив необходимый эксплуатационный опыт, мы можем внести изменения.

Т.е., работы по новым электробусам на заводе по-прежнему ведутся?

Конечно. Вот буквально на днях передали в Москву учебный электробус с удлиненной кабиной. До этого – тренажер-симулятор электробуса. Теперь обучение вождению новой техники стало более комфортным и технологичным.

Ну и процессы по созданию сочлененного электробуса близки к завершению. Уже в этом году покажем новинку – оцените.

На самом деле, выглядит все достаточно убедительно. По крайней мере, по прошлой зиме слова представителя ЛиАЗа совпадают с реальным положением вещей. Так что, скорее всего, волноваться действительно не о чем.

А скептикам я советую обратить свои взоры на соседнюю Белоруссию. Там уже несколько лет катаются электробусы не с динамической подзарядкой, а ультрабыстрой. Да не простые, а сочлененные, требующие для своей работы больше энергии, чем московские. И, как видите, ничего страшного. И снегопады они пережили, и морозы, и жару, и ливни. Может, не стоит нагонять жути там, где проблем не предвидится?