АвтоДвиж
24 920 subscribers

Неизвестная советская «скорая помощь» на гусеницах

9,7k full reads
14k story viewsUnique page visitors
9,7k read the story to the endThat's 68% of the total page views
4 minutes — average reading time

Что-то давно у меня ничего не было про экспериментальную технику из нашего прошлого. А ведь там, чем больше копаешься, тем больше находишь интересного. К примеру, слышали вы про «Опытный образец санитарно-десантного снегохода Т-56»? Вот и я нет. А он был…

Как вы уже поняли из названия, «санитарка» создавалась по заказу военных. Под их присмотром она же проходила и испытания. В сентябре-октябре 1950 года Т-56 месил грязь и карабкался на холмы Подмосковья. Собственно говоря, именно данные о проведении этих испытаний и стали единственным источником информации по этому снегоходу.

Т-56 на подъеме в 35 градусов
Т-56 на подъеме в 35 градусов
Т-56 на подъеме в 35 градусов

Итак, Т-56 являлся закрытым самоходным экипажем на гусеничном ходу. Комбинированный дерево-металлический, несущий кузов представлял собой деревянный каркас, обшитый листовой дельта-древесиной снаружи и бакелизированной фанерой внутри. Для входа и выхода пассажиров имелись четыре двери, по паре с каждого борта.

У машины была большая площадь остекления, что делало салон светлым, а наличие дополнительного отопителя позволяло не бояться холодов. Стоит отметить, что три окна перед водителем были выполнены двойными и имели электрообогрев – на минутку, на дворе был 1950-й…

Салон снегохода Т-56
Салон снегохода Т-56
Салон снегохода Т-56

«Экипаж» санитарного снегохода составлял всего один человек – водитель. Он восседал по центру кузова и управлял Т-56 с помощью штурвала. Приборов и различных «кнопочек», по нынешним меркам, перед ним был минимум. Зато кресло регулировалось по высоте и могло перемещаться взад-вперед.

Так как основной задачей «гусянки» была все же перевозка пассажиров и раненых, а не оказание им медицинской помощи, никакого медперсонала или оборудования внутри предусмотрено не было. 7-местный салон представлял собой набор сидений, 3 из которых стояли у стенки моторного отсека лицом по ходу движения, и еще 4 попарно вдоль бортов кузова.

Так как в узкие двери грузить лежачих раненых было неудобно, окна задней стенке были выполнены в виде двух подъемных люков, позволявших задвигать носилки в салон без особых проблем. Причем, при размещении в салоне двух носилок с бойцами, в Т-56 оставалась возможность перевозить еще двух человек сидя.

Т-56 с установленными носилками для раненых
Т-56 с установленными носилками для раненых
Т-56 с установленными носилками для раненых

К кузову при помощи болтов снизу крепился металлический корпус, служивший «емкостью» для всех агрегатов. Двигатель, установленный в корме, «с помощью карданного вала через 4-ступенчатую коробку передач, имевшую передачу заднего хода, и 2-ступенчатый мультипликатор соединен с ведущим мостом, расположенным в передней части корпуса». Как следствие, через весь салон по полу проходил «горб», хорошо знакомый всем владельцам задне- и полноприводных легковушек.

Ходовая часть Т-56 была весьма оригинальна и представляла собой набор из восьми колес (по четыре на борт), с баллонами размером 4,5-16 дюймов, наполненными губчатой резиной. А роль подвески выполняли резинометаллические блоки, работавшие на сдвиг. Кроме того, резиновыми (но с металлическим основанием) были зубья ведущих звездочек, а также гусеничные ленты шириной 150 мм.

Т-56 при движении на косогоре
Т-56 при движении на косогоре
Т-56 при движении на косогоре

Само собой, создатели Т-56 хотели, чтобы их детище пошло в массы. А во времена плановой экономики это могло случиться, только если для изготовления новинки не пришлось бы создавать новое производство по выпуску уникальных узлов и агрегатов. Как следствие, снегоход, где это было возможно, получил начинку от выпускавшихся на тот момент моделей советского автопрома. Например, от ГАЗ-51 взяли двигатель, коробку передач, детали ведущего моста, радиатор, приборы и электрооборудование. Карданный вал унифицировали с «победовским», мультипликатор собрали из деталей от ЗИС-150, а колеса и детали гидропривода тормозной системы позаимствовали от «Москвича».

Передняя панель Т-56
Передняя панель Т-56
Передняя панель Т-56

Краткие технические характеристики Т-56 выглядели так: снаряженная масса – 2530 кг, полная масса – 3130 кг, запас топлива – 200 литров в двух баках, АКБ – две батареи ЗСТЭ-62 (напряжение в сети – 12 В). Габаритные размеры – 4600х2080х1900 мм, колея – 1600 мм, клиренс – 360 мм.

Впрочем, как ни старались конструкторы, но создать «санитарку», полностью соответствующую техзаданию военных, у них не получилось. Так, снаряженная и полная масса оказались выше требуемых 2000 и 2800 кг соответственно. Удельное давление на грунт вместо 0,10 составило 0,12 кг/кв.см, удельная мощность – 22,5 л.с./т вместо 25 л.с./т, а радиус поворота вместо 5 метров на снежной целине даже на твердом сухом грунте превысил 8 метров. Кроме того, вместо предусмотренной скорости по заснеженному шоссе в 50 км/ч Т-56 смог на сухом асфальте развить лишь 45 км/ч. При этом запас хода снегохода составлял всего 285 км вместо 400 км, фигурировавших в ТЗ.

Ну, и просто улыбнуться: в ответ на требование «для обогрева двигателя при запуске в условиях низких температур должен иметься специальный подогреватель», появилась запись «имеется специальная паяльная лампа».

Т-56 на подъеме в 27 градусов
Т-56 на подъеме в 27 градусов
Т-56 на подъеме в 27 градусов

Теперь о самих испытаниях. Т-56 катали на грунтовых дорогах, заболоченных участках местности, по пахоте, канавам, бродам и косогорам с нагрузкой в 600 кг – 500 кг груза и 2 пассажира. И испытателям машина в целом даже понравилась. Отмечалось, что Т-56 хорошо себя чувствует на бездорожье и легко преодолевает брод глубиной до полуметра. Кроме того, машина забралась на все найденные в окрестностях подъемы – даже самые крутые из них покорились после перехода на первую передачу и включения понижающей ступени мультипликатора. Также снегоход смог двигаться по склону в 15 градусов без каких-либо вопросов. Отмечалось очень легкое управление. Маневрирование осуществлялось отклонением «штурвала» всего на 30-40 градусов. Но, так как торможение осуществлялось не фрикционами, а тормозным устройством механизма двойного дифференциала, радиус разворота получился великоват. По удобству сидений, подвеске и обзорности, опытный образец так же был признан удачным. Средняя техническая скорость на грунтовых дорогах составила 14 км/ч при расходе топлива 70 л/100 км.

Т-56 с пушкой ЗИС Д-44
Т-56 с пушкой ЗИС Д-44
Т-56 с пушкой ЗИС Д-44

Машина прошла в общей сложности 490 км, из которых 33,5 км… с пушкой ЗИС Д-44 на буксире. Ну, что с военных взять – испытать технику без вооружения, значит не испытать вовсе. Даже если это «санитарно-десантный снегоход». Этот «прицеп» весом 1700 кг не сильно снизил возможности снегохода. По дороге он мчал на IV-й передаче, канавы, кюветы и крутые подъемы проходи на III-й. При этом максимальная скорость на шоссе составила 30 км/ч, а на бездорожье 10-15 км/ч. Правда, расход при этом составил уже 85 л/100 км – это даже больше, чем 80 л/100 км, потребляемых при ерзанье по заболоченной местности.

Теперь об отрицательных моментах, которых в ходе испытаний также было выявлено немало. Отсутствие блокировки двойного дифференциала при движении по прямой приводило к постоянному уводу снегохода в одну сторону, что требовало непрерывной корректировки курса. Как следствие, перегревались тормозные колодки с одной стороны, не позволяя двигаться без остановок длительное время.

Т-56 на грунтовой дороге
Т-56 на грунтовой дороге
Т-56 на грунтовой дороге

Да и в целом конструкция гусеничного движителя была признана несовершенной. Из-за задевания о направляющие рамки роликов гусеничных лент ободья катков и их ошиновка получали повреждения, и никакие регулировки ситуацию не меняли. При этом свою функцию, предохранять гусеницы от соскальзывания, ролики так же не выполняли. Шестерни мультипликатора производили в салоне «вой», который очень быстро начинал действовать пассажирам на нервы. Малые сливные отверстия в системе охлаждения двигателя и отопителе не позволяли полностью сливать воду, что для снегохода в принципе было недопустимо.

А еще Т-56 оказался крайне ненадежным. По итогам 500-километрового забега появилась таблица из 26 пунктов выявленных поломок и неисправностей. В ней были указаны как безобидные моменты вроде «порвалась обивка двух сидений» или «соскакивание гусеничных лент», так и вещи посерьезнее: «подшипники всех катков вышли из строя», «подтекание бензина в месте стыка наливных горловин с баками и через трещины у горловин», «изношены пальцы замков гусеничных лент», «не работает двигатель на холостом ходу», «ведет» сцепление» и т.д.

Т-56 на лесной просеке
Т-56 на лесной просеке
Т-56 на лесной просеке

Предполагалось, что после устранения всех недостатков опытный образец должен будет направиться на полноценные полигонно-войсковые испытания в Заполярье. Но было ли это осуществлено на практике или нет – мне неизвестно. Увы, но 40-страничный отчет так и не дал ответа на вопрос, кто же был автором данной «скорой помощи» на гусеницах? Военные всегда умели хранить тайны, и создатели Т-56 везде фигурируют как безымянный «завод-изготовитель снегохода». Если кто-то все-таки курсе, кто же проектировал данную чудо-машину, напишите в комментариях – буду признателен…