Неизвестный КЗКТ-545

09.04.2018

МАЗ-537А
МАЗ-537А

К середине 1960-х Курганский завод колесных тягачей им. Д.М. Карбышева только-только сумел освоить производство специальных тягачей семейства МАЗ-537 (8х8). Конструкторские службы предприятия в этот период времени в основном были заняты работой над текущей модернизацией серийных машин МАЗ-537 и МАЗ-538 разработки СКБ МАЗ, а также доводкой одноосного тягача КЗКТ-932 собственной конструкции. Тем не менее, в 1967 году завод получил новое плановое задание на проведение глубокой модернизации тягача МАЗ-537. Будучи оснащенным танковым дизелем Д12А мощностью 525 л.с., «пятьсот тридцать седьмой» даже по тем временам обладал слишком скромной удельной мощностью – всего лишь 5,8 л.с. на тонну полной массы автопоезда. А потому одним из главных мероприятий на пути дальнейшего совершенствования тягачей должна была стать адаптация принципиально нового, более мощного дизеля.

МАЗ-537 и полуприцеп МАЗ-5247Г
МАЗ-537 и полуприцеп МАЗ-5247Г

Исходя из требуемых тактико-технических характеристик, таким перспективным тягачам требовался дизель мощностью хотя бы 600 сил. Однако отечественный автопром таких агрегатов к началу семидесятых годов еще попросту серийно не выпускал. А потому по рекомендации представителей основного заказчика в основу новой машины был положен 650-сильный танковый дизель А-38, производимый Челябинским тракторным заводом. Специально для него конструкторами КЗКТ была разработана новая гидромеханическая коробка передач вального типа, имеющая 4 передачи для движения вперед и 2 – назад (переключение передач – электрогидравлическое, при помощи многодисковых фрикционов). Сами же новые тягачи получили название КЗКТ-545 (седельный) и КЗКТ-545А (балластный).

КЗКТ-545
КЗКТ-545

Благодаря большому диапазону передаточных чисел такой коробки передач стало возможным исключить из трансмиссии демультипликатор в раздаточной коробке. За распределение крутящего момента между передней и задней тележками отвечал принудительно блокируемый конический дифференциал, смонтированный на выходном валу гидромеханической коробки передач. От центрального дифференциала далее момент передавался карданными валами на второй и третий ведущие мосты проходного типа, а от них – соответственно на первый и четвертый. При этом между мостами передней тележки установили конический межосевой дифференциал с принудительной блокировкой, а вот между мостами задней тележки дифференциала не стали делать вовсе. Что же до межколесных дифференциалов, то их сделали самоблокирующимися на всех мостах.

КЗКТ-545
КЗКТ-545

Другое важное изменение коснулось кабины. Если автомобили МАЗ-537 располагали лишь четырьмя посадочными местами, то для тягачей серии КЗКТ-545 была спроектирована двухрядная кабина с четырьмя дверьми, рассчитанная уже на размещение восьми человек. Такая кабина позволяла брать на борт еще и экипаж перевозимой тягачом техники. Для обслуживания двигателя, расположенного позади «обитаемой» части кабины, предусмотрели люки в задней стенке и крыше. По весовым характеристикам новые тягачи КЗКТ-545 и КЗКТ-545А примерно соответствовали серийным тягачам МАЗ-537 и МАЗ-537А: «седельник» был рассчитан на работу с полуприцепами весом до 68 тонн (допустимая нагрузка на седло – 27 тонн), а «балластник» мог таскать 75-тонный прицеп на дорогах общего пользования или перемещать 180-тонные самолеты по летному полю аэродромов. Во время испытаний опытных образцов КЗКТ-545 и КЗКТ-545А было выявлено очевидное повышение динамических показателей и уменьшение расхода топлива. Основные узлы, позаимствованные с некоторыми изменениями у МАЗ-537 (рама, ведущие мосты, подвеска, рулевое управление и т.д.), показали достаточный запас прочности при работе в условиях повышенных нагрузок в паре со значительно более мощным двигателем.

КЗКТ-545А и прицеп ЧМЗАП-5212А
КЗКТ-545А и прицеп ЧМЗАП-5212А

Однако на конвейер «пятьсот сорок пятое» семейство так и не попало. Причиной тому стали не столько технические препоны (возникновение резонанса крутильных колебаний из-за отсутствия маховика и невысокий моторесурс дизеля, недостаточная надежность опытной гидромеханической передачи и т.д.), сколько планово-экономические: у завода ЧТЗ просто не оказалось резерва производственных мощностей для обеспечения КЗКТ дизелями типа А-38. В свою очередь, в это же самое время конструкторы СКБ-1 завода МАЗ уже завершили разработку тягачей и специальных колесных шасси того же класса грузоподъемности (машины семейства «Оплот»). В сложившейся ситуации Министерство обороны отдало предпочтение проекту минчан, а дальнейшие работы по тягачам КЗКТ-545 подлежали прекращению. Тем не менее, опыт, полученный курганскими конструкторами в ходе создания тягачей 545-й серии, не пропал даром: многие наработки пригодились впоследствии при проектировании новых тягачей моделей КЗКТ-7426, КЗКТ-7427 и КЗКТ-7428.

Опытный тягач КЗКТ-7426, ставший дальнейшим развитием машин серии КЗКТ-545
Опытный тягач КЗКТ-7426, ставший дальнейшим развитием машин серии КЗКТ-545