АвтоДвиж
25 068 subscribers

Ненастоящие советские автомобили. Выпуск №3

25k full reads
35k story viewsUnique page visitors
25k read the story to the endThat's 73% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Друзья, за прошедший месяц я подготовил новую порцию переделанных в Фотошопе архивных фотографий советских автомобилей. Две прежние статьи на эту тему (ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ) собрали большую аудиторию, а потому я принял решение продолжить рубрику. Но в этот раз в статье есть подвох! Из девяти представленных фотографий - восемь действительно нарисованных мною в Фотошопе и ОДНА настоящая. Попробуйте догадаться, какая! Правильный ответ я дам вечером в воскресенье, 6 июня, дописав его прямо в конце статьи. Ну что, начнем? ))

Ненастоящие советские автомобили. Выпуск №3

Давайте представим, что конструкторы Ярославского автозавода занялись бы созданием облегченных модификаций ЯАЗ-219 для эксплуатации на городских стройках. Тогда на свет мог бы появиться вот такой седельный тягач ЯАЗ-221Г ("городской") полукапотной компоновки. Передняя ось у него перенесена вплотную к кабине, а во избежание перегруза шин передних колес нагрузка на седло ограничена 10 тоннами. Вместо 6-цилиндрового дизеля ЯАЗ-206 оставляем 4-цилиндровый, но с максимальным уровнем форсировки (135-сильный ЯАЗ-М204В). При этом наполовину задвигаем двигатель в кабину, оставив под коротким капотом лишь первые два цилиндра. Кабина при этом, естественно, превращается из 3-местной в 2-местную. Наверняка кто-то скажет: "А куда девать сцепление, коробку передач и раздатку - они же теперь никуда не поместятся!" Правильно, не поместятся. Поэтому их в этом проекте нет, равно как и карданных валов: дизель соединен с тяговым генератором от автобуса ЗИС-154. А тот питает энергией два компактных тяговых электромотора, пристыкованных непосредственно к ведущим мостам. В итоге получаем довольно тихоходный тягач, но очень маневренный и избавленный от необходимости ручного переключения передач. Работать на нем явно было бы проще, чем на "деревянных" КрАЗах и МАЗах!

Ненастоящие советские автомобили. Выпуск №3

Проект № 2 - альтернативный вариант дизайна для лимузина ЗИЛ-111. Дело в том, что именно такой передок для московских лимузинов действительно был разработан на заводе, я его не сам выдумал. Однако проект такого ЗИЛа не пошел дальше пластилинового макета. А если бы пошел - то руководителей советского государства вполне могли бы возить вот такие машины, как на этом рисунке. А вам, кстати, какой вариант больше нравится: этот или серийный ЗИЛ-111?

Ненастоящие советские автомобили. Выпуск №3

В Турции, Китае, Южной Корее и некоторых других странах весьма популярны очень длинные грузовики-"одиночки" с четырьмя осями, три из которых находятся в задней части машины (так называемая тележка "тридем"). При этом варианты, какие из осей в тридеме сделаны ведущими, а какие управляемыми, бывают самые разнообразные. На этой картинке показано, как мог бы выглядеть грузовик с тридемом на базе МАЗ-5335. Как видно, в предложенном варианте у машины колесная формула 8х4: ведущие мосты - второй и третий, а управляемые - первый и четвертый. Сдается, что для условий СССР такой вариант тележки подошел бы лучше всего

Ненастоящие советские автомобили. Выпуск №3

А на этой картинке - пример того, как выглядел бы троллейбус ЗИУ-9, если бы перед его создателями стояла задача сохранить унификацию с прежней моделью ЗИУ-5. В данном проекте "девятка" сохранила переднюю маску кузова от "пятерки", избавив завод от необходимости заказа нескольких новых штампов. Кстати, не стоит говорить, что такая унификация невозможна из-за разной ширины кузова ЗИУ-5 и ЗИУ-9. Если кто не знает, "девятку" тоже хотели сделать с широким кузовом (2,68 метра), и соответствующий опытный образец даже был на полном серьезе построен в 1968 году. Вот применительно к нему я и сделал этот проект унификации кузовов.

Ненастоящие советские автомобили. Выпуск №3

Ну, тут совсем просто. Если бы на Ярославском государственном автомобильном заводе в начале 1930-х смогли-таки наладить производство грузовиков ЯГ-12 с колесной формулой 8х8, то в предвоенные годы на Красной площади в Москве во время ноябрьских парадов можно было бы наблюдать вот такую картину: по брусчатке ехали бы "четырехоски" с 76-мм зенитными орудиями. Как они пригодились бы в июне 1941-го...

Ненастоящие советские автомобили. Выпуск №3

Очередной проект - такси повышенной вместимости на базе "Волги" ГАЗ-24-01. Все основные агрегаты остаются без изменений: требуется лишь удлинить карданный вал и добавить по одному листу в рессоры задней подвески. Изменения же по части кузова включают приварку усилительной перегородки позади первого ряда сидений от пола до уровня окон, к тыльной стороне которой крепятся два откидных "стульчика". Таким образом, в задней части салона такого такси размещаются уже пять человек лицом друг к другу. А чтобы они не толкались коленками, пассажиров заднего ряда сажаем более вертикально, заменив стандартный диван на новый, с более короткой подушкой и более вертикальной спинкой.

Ненастоящие советские автомобили. Выпуск №3

Помните такой опытный советский гусеничный вездеход В-1 "Витязь", построенный на базе грузовика ЗИЛ-130? (Разработка СКБ "Газстроймашина", изготовитель - Московский ЭМЗ). А у меня представлена аналогичная машина, только облегченная и базирующаяся уже на агрегатах грузовика ГАЗ-53А. Допустим, она бы называлась В-2. Если настоящий "Витязь" на зиловских агрегатах мог возить 3 тонны, то грузоподъемность вот этой машины, думается, вполне удалось бы довести до двух с небольшим тонн. При этом ее удельное давление на грунт получилось бы меньше, чем у В-1, что позволяло бы надеяться на дальнейшее повышение проходимости.

Ненастоящие советские автомобили. Выпуск №3

В 1970 году во Всесоюзном НИИ электротранспорта (ВНИИЭТ, г.Калининград) при помощи Рижского электромеханического завода разработали и изготовили два опытных образца электромобилей-фургонов ЭМ-0466 грузоподъемностью 500 кг. По тем временам это были сверхсовременные машины: с системой привода на переменном токе, рекуперацией энергии, ТИСУ, дорогущими серебряно-цинковыми батареями... Разумеется, у столь сложных и дорогих электромобилей не было никаких шансов в СССР на воплощение в серийном производстве. А теперь на минутку представьте, что Министерство автомобильной промышленности поручило одному из подведомственных автозаводов адаптировать к этому фургону свой ДВС и поставить его на конвейер для удовлетворения острой потребности народного хозяйства в развозных грузовичках. Тогда, вполне возможно, мы бы увидели вот такие машины: тот фургон, что на картинке слева, получился бы, будь к проекту привлечен Волжский автозавод (привязка к агрегатам ВАЗ-2101). А тот, что справа, мог бы стать продукцией АЗЛК (на агрегатах "Москвича-408").

Ненастоящие советские автомобили. Выпуск №3

Последняя на сегодня картинка. Вы же помните, наверное, анекдот про мирные сеялки, веялки и комбайны с вертикальным взлётом? В общем, не секрет, что в СССР была широко распространена техника двойного назначения. Например, все городские автобусы в особый период в течение пары часов могли быть легко переоборудованы в санитарный транспорт (люки для погрузки носилок в передней части кузова ЛАЗ-695Н припоминаете?). Вагонные автобусы ПАЗ-652Б тоже при необходимости могли становиться "санитарками". Но на этой картинке - попытка представить, что могло бы получиться, если бы стояла задача научить сельский "пазик" воевать. Ставим на автобус буксирный прибор, снабжаем его соединительными головками для подключения электропроводки и гидравлической тормозной системы прицепа (от автопоезда ГАЗ-51П + ПАЗ-744) - и готов грозный буксировщик пусковой установки крылатых ракет, способный одновременно перевезти целый взвод личного состава!

Ну что, дорогие друзья, какая картинка из девяти представленных сегодня является настоящей? ))

UPD! Итак, друзья! Правильный ответ: настоящая фотография - с "пазиком", тянущим за собой ракету. Конечно, это никакая не боевая ракета. Как было совершенно правильно замечено в комментариях некоторыми читателями, это советская твердотопливная одноступенчатая метеорологическая ракета модели МР-12. Автобус ПАЗ-652Б тянет её на лафете к месту старта. А само фото сделано в 1972 году в Астраханской области. Правильных ответов было довольно много, поздравляю всех тех, кто угадал! И традиционный вопрос: мне уже готовить новую подборку? ))