АвтоДвиж
25 232 subscribers

Опытный советский вездеход Т-44 (1950 год)

5,2k full reads
6,9k story viewsUnique page visitors
5,2k read the story to the endThat's 76% of the total page views
3 minutes — average reading time

Совсем недавно я рассказывал про санитарно-десантный снегоход Т-56, который военные испытывали в далеком 1950 году. 8-местная «скорая помощь» с закрытым кузовом оригинальной конструкции выглядела весьма неплохо для своего времени. Но тут мне на глаза попалась еще одна опытная «санитарка», которая дает наглядное представление, что далеко не вся «оборонка» стремилась к передовым технологиям…

Итак, знакомьтесь, «Опытный образец санитарных мотосаней Т-44». И пусть вас не смущает созвучие названия со средним танком Т-44 – разработчики данных «санок» и близко не собирались приближаться к техническому уровню «сорок четверки». Скорее, даже наоборот – их изделие должно было собираться из… ну, вы поняли.

Высота Т-44 с тентом была всего 1550 мм, длина 3160 мм, а ширина 1750 мм
Высота Т-44 с тентом была всего 1550 мм, длина 3160 мм, а ширина 1750 мм
Высота Т-44 с тентом была всего 1550 мм, длина 3160 мм, а ширина 1750 мм

Кузов Т-44 был изготовлен из фасонных дюралюминиевых профилей, обшитых листами того же материала – 2 мм днище и 1,5 мм борта. Никакой кабины или салона предусмотрено не было: ветровое стекло и складной тент – вот вся защита от непогоды, на которую мог рассчитывать водитель и пассажиры мотосаней.

По теххарактеристикам «санитарка» была рассчитана на перевозку 250 кг груза или четырех человек, включая водителя. Откровенно говоря, не совсем понимаю, где должны были размещаться эти самые «пассажиры», потому как по фото можно увидеть только два «лежака» вдоль бортов, на которых закреплялись носилки. Возможно, речь именно о них…

На приборной панели были: спидометр (8), два термометра (7),кнопки управления работой двигателя (11 и 14), кнопка сигнала (13), ключ зажигания (12) с контрольной лампой (10) и розетка для переносной лампы (9) Педали на полу: сцепление (1), кик-стартер (2), переключение передач (3), акселератор (4)
На приборной панели были: спидометр (8), два термометра (7),кнопки управления работой двигателя (11 и 14), кнопка сигнала (13), ключ зажигания (12) с контрольной лампой (10) и розетка для переносной лампы (9) Педали на полу: сцепление (1), кик-стартер (2), переключение передач (3), акселератор (4)
На приборной панели были: спидометр (8), два термометра (7),кнопки управления работой двигателя (11 и 14), кнопка сигнала (13), ключ зажигания (12) с контрольной лампой (10) и розетка для переносной лампы (9) Педали на полу: сцепление (1), кик-стартер (2), переключение передач (3), акселератор (4)

Изначально на мотосани планировали установить 28-сильный двигатель М-75, но так как его качество оказалось «ниже плинтуса», в моторном отсеке прописался М-72 мощностью 22 л.с. Через 4-ступенчатую коробку передач и 3-ступенчатый демультипликатор мотор соединялся с ведущим мостом, расположенным… в середине кузова. А уже от него с помощью роликовых цепей крутящий момент двигателя передавался ведущим колесам, находившимся в корме. Гусеницы мотосаней представляли собой резиновые ленты шириной 150 мм с прослойкой из ткани. В общем, «дешево и сердито».

Тепло от двигателя могло отводиться как наружу, так и внутрь кузова
Тепло от двигателя могло отводиться как наружу, так и внутрь кузова
Тепло от двигателя могло отводиться как наружу, так и внутрь кузова

Естественно, не была забыта и унификация, хотя на столь забавном транспортном средстве она скорее была поставлена во главу угла. Двигатель, коробка передач и сигнал были взяты от мотоцикла М-72, цепи редуктора – от мотоцикла ИЖ-350, в роли демультипликатора выступала коробка передач от «Победы», коническая пара дифференциала – тоже от нее, а карбюратор, фары, спидометр и аккумулятор – от «Москвича».

Дорожный просвет составлял 300 мм, угол переднего въезда - 70 градусов, заднего – 40 градусов
Дорожный просвет составлял 300 мм, угол переднего въезда - 70 градусов, заднего – 40 градусов
Дорожный просвет составлял 300 мм, угол переднего въезда - 70 градусов, заднего – 40 градусов

Испытания Т-44 проходили весной и летом 1950 года. За это время «санитарка» прошла в общей сложности 400 км, из которых 255 км пришлись на снега, а 145 км – на грунтовые дороги. Из положительных моментов военные отметили уверенное передвижение по снежной целине и заболоченным участкам. Кроме того, мотосани, благодаря герметичному корпусу обладали и плавучестью, позволявшей переправляться через небольшие водные преграды.

Сама же конструкция была признана оригинальной и простой, что должно было положительно сказаться на процессе их изготовления, если бы дело дошло до него. Хорошей оказалась и обзорность с места водителя. К сожалению, это все, что положительного смогли сказать испытатели об опытном образце.

Снаряженная масса мотосаней всего 820 кг
Снаряженная масса мотосаней всего 820 кг
Снаряженная масса мотосаней всего 820 кг

Зато перечень замечаний был внушительный. Военные в пух и прах раскритиковали гусеничный движитель. Были озвучены претензии к шагу траков, к качеству лент и к охлаждению тормозных колодок механизма поворотов. Радиус поворота 3-метровой «санитарки» составлял целых 15 метров. При этом скорость во время такого маневра падал практически до нуля, а двигатель терял обороты и глох. Также нарекания вызвали механизм кик-стартера, крепление двигателя и привод спидометра.

Мотосани преодолевают ручей вброд
Мотосани преодолевают ручей вброд
Мотосани преодолевают ручей вброд

Весьма негативно на общих возможностях мотосаней сказалась замена двигателя на менее мощный. Максимальная скорость, которую удалось достичь – 40 км/ч на сухом асфальте и 25-30 км/ч на грунтовых дорогах. Средняя же скорость на грунтовках составила всего 15 км/ч при расходе топлива 42 л/100 км. Но и это было еще ничего, потому как на снежной целине Т-44 показал среднюю скорость в 10 км/ч при расходе топлива… 78 л/100 км ! К сведению, запас топлива на борту составлял всего 40 литров.

Всего же перечень дефектов и поломок составил двадцать пунктов. Некоторые из них потребовали отправки мотосаней к изготовителю, а некоторые так и остались не устраненными. В общем: «…мотосани четыре раза отправлялись на завод для доработки…», а потому «за шесть месяцев имели только 17 ходовых дней».

Преодоление заснеженного подъема крутизной 20 градусов. По косогору уклон не должен был превышать 15 градусов
Преодоление заснеженного подъема крутизной 20 градусов. По косогору уклон не должен был превышать 15 градусов
Преодоление заснеженного подъема крутизной 20 градусов. По косогору уклон не должен был превышать 15 градусов

Понятно, что в таком виде Т-44 военных не заинтересовал, и дальнейшего развития проект не получил.