Самые необычные варианты старых «рафиков»

7 September 2020
3,2k full reads
1,5 min.
3,6k story viewsUnique page visitors
3,2k read the story to the endThat's 89% of the total page views
1,5 minute — average reading time

«Фестиваль»

Самые необычные варианты старых «рафиков»

Самый первый опытный рижский микроавтобус не имел никакого индекса и именовался просто «Фестивалем», поскольку был построен в 1957 году к открытию VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Его металлический вагонный кузов несущего типа являлся самостоятельной разработкой и не копировал никакие западные аналоги, а все агрегаты были позаимствованы у «Победы». Яркой, но спорной особенностью «Фестиваля» были сближенные фары. После серьезной доработки конструкции завод построил еще 11 «Фестивалей», которые теперь уже получили обозначение РАФ-10 – по числу мест (включая водительское).

РАФ-978 для санитарной эвакуации

Самые необычные варианты старых «рафиков»

В 1959 году рижский завод построил опытную партию совсем маленьких микроавтобусов (на 7 пассажиров и водителя) модели РАФ-978 «Спридитис». Причем один из образцов был собран в армейском санитарном варианте для проведения войсковых испытаний: вместо пассажирских сидений его салон оборудовали комплектами подвесных носилок от УАЗ-450А. Микроавтобус «Спридитис» с двигателем от «Москвича» так и не приняли к производству, равно как не стали на базе «рафиков» выпускать и армейские «санитарки»: вместо них позднее был налажен выпуск гражданских автомобилей скорой помощи.

РАФ-977В 4х4

Самые необычные варианты старых «рафиков»

Пока это довольно таинственная машина, которая, тем не менее, вполне явственно фигурирует на кинохронике испытаний первых микроавтобусов РАФ. Это явно была так называемая «хозяйка», то есть автомобиль, построенный в индивидуальном порядке для нужд заводских испытателей, без оформления полного комплекта конструкторской документации и без присвоения отдельного отраслевого индекса. Ведущие мосты, раздаточная коробка и, вероятно, передняя подвеска вместе с рулевым управлением использованы от УАЗ-450.

РАФ-977ДМ опытный

Самые необычные варианты старых «рафиков»

Один из ранних прототипов микроавтобуса РАФ-977ДМ «Латвия». По сути, поисковая конструкция, на которой рижские конструкторы «прощупывали» пути модернизации серийного РАФ-977Д. Машина уже получила широкие оконные проемы, но салонная дверь у нее еще пока узкая, как и у модели 977Д. Да и новый вариант оформления передней панели кузова с пониженным расположением фар и цельным бампером воплощения в серии, как мы знаем, так и не получит.

ЛАРЗ-977

Самые необычные варианты старых «рафиков»

А это – еще один вариант рестайлинга привычного «рафика»? И да, и нет! А «нет», потому что, строго говоря, это и не «рафик» вовсе! Машина на фото называется ЛАРЗ-977 «Луганск», и это серийный микроавтобус, который строили по рижской документации в 1962-1963 годах. Всего успели построить 398 штук. В дальнейшем завод перепрофилировали под выпуск медицинских спецавтомобилей, в том числе на базе «рафиков».

РАФ-977В пикап

Самые необычные варианты старых «рафиков»

Первым грузовым вариантом «рафика» стал вовсе не фургон, превратившийся потом в ЕрАЗ, а… пикап для перевозки мебели. Вот не знаю, почему ему определили именно такую сферу применения, но именно про мебель написано в заводской многотиражке за февраль 1961 года в заметке, посвященной постройке этой машины. Своего отдельного индекса она не имела, к производству также принята не была.

РАФ-977ДМ пикап

Самые необычные варианты старых «рафиков»

Впоследствии единичные образцы пикапов на базе «девятьсот семьдесят седьмых» микроавтобусов на заводе строились лишь в качестве технологического транспорта и более как возможный объект производства уже не рассматривались. Вот как раз один из таких заводских «грузовозов», построенный на основе РАФ-977ДМ с удлиненной базой! Надо сказать, что удлинить «рафик» – это далеко не то же самое, что удлинить «ГАЗель»: ведь кузов-то у него был несущий. Так что работка довольно непростая! На платформу «рафика», кстати, загружен совершенно уникальный автомобиль. Узнали, какой?

РАФ-977Д гибрид

Самые необычные варианты старых «рафиков»

А последний микроавтобус в нашей подборке, построенный в 1967 году, передает пламенный привет всяким там современным Toyota Prius и прочим гибридам. Ибо да, он тоже являлся самым настоящим гибридом! В задней части кузова этого микроавтобуса был установлен 30-сильный карбюраторный двигатель МеМЗ-966В, соединенный с электрогенератором. В его задачу входила подзарядка аккумуляторных батарей, питавших тяговый электродвигатель – последний располагался на месте штатного ДВС в кабине. При полной зарядке батарей бензиновый двигатель автоматически глушился, и микроавтобус мог продолжать движение за счет накопленной электроэнергии.

Понравилась подборка? Не забудьте поставить «лайк» и подписаться на канал «АвтоДвиж»!