Советские самосвалы на армейской службе

Этот пост – о доброй советской традиции находить военное применение практически любому гражданскому транспорту. Недавно я продемонстрировал это на примере городских автобусов (см. материал «Комбайны с вертикальным взлетом» у меня на канале), а сегодня вы сможете узнать, сколько фугасных реактивных снарядов для БМД-20 за один раз способен увезти самосвал-«сельхозник» ГАЗ-САЗ-53Б, сколько человек личного состава с полным снаряжением может поместиться в полукруглом кузове строительного самосвала-бетоновоза ЗИЛ-ММЗ-555 и сколько танковых дизелей влезает в полуприцеп седельного тягача МАЗ-504. Думаете, шучу? Отнюдь: в СССР все это самым тщательным образом подсчитали еще в далеком 1969 году, а результаты подсчетов свели в справочный иллюстрированный альбом. Всего в этом справочнике содержится добрая сотня картинок; некоторые из них сейчас я и хочу предложить вашему вниманию. Приятного просмотра!

Первым «экспонатом» у нас сегодня будет сельскохозяйственный самосвал ГАЗ-САЗ-53Б. По своему изначальному роду деятельности он был призван перевозить в колхозах зерновые культуры, силос, картофель и прочий навоз. Оснащен он прямоугольной бортовой платформой с 3-сторонней разгрузкой. Поверх основных цельнометаллических бортов конструкцией предусмотрена установка дополнительных деревянных надставок, практически удваивающих полезную вместимость (до 9 кубических метров). Испытуемый же экземпляр «газика» побывал на 38-м Опытном заводе Министерства обороны, где его оснастили съемными деревянными лавками и длинной металлической лестницей-трапом. Залезать в кузов через высоченные надставные борта – удовольствие сомнительное. Но вариантов нет, на этом самосвале задний борт нельзя откинуть вниз, как на простом бортовом грузовике, поскольку его навеска выполнена на верхних петлях. Как видно на фотографиях, в транспортном положении снятые лавки крепились снаружи правого бокового борта, а снятая лесенка – снаружи заднего борта.
Первым «экспонатом» у нас сегодня будет сельскохозяйственный самосвал ГАЗ-САЗ-53Б. По своему изначальному роду деятельности он был призван перевозить в колхозах зерновые культуры, силос, картофель и прочий навоз. Оснащен он прямоугольной бортовой платформой с 3-сторонней разгрузкой. Поверх основных цельнометаллических бортов конструкцией предусмотрена установка дополнительных деревянных надставок, практически удваивающих полезную вместимость (до 9 кубических метров). Испытуемый же экземпляр «газика» побывал на 38-м Опытном заводе Министерства обороны, где его оснастили съемными деревянными лавками и длинной металлической лестницей-трапом. Залезать в кузов через высоченные надставные борта – удовольствие сомнительное. Но вариантов нет, на этом самосвале задний борт нельзя откинуть вниз, как на простом бортовом грузовике, поскольку его навеска выполнена на верхних петлях. Как видно на фотографиях, в транспортном положении снятые лавки крепились снаружи правого бокового борта, а снятая лесенка – снаружи заднего борта.

На трех лавочках «газика» удалось разместить 21 бойца. При грузоподъемности машины в районе 3,5 тонн коэффициент использования грузоподъемности (далее будем для краткости обозначать его аббревиатурой КИГ) составил 0,63.
На трех лавочках «газика» удалось разместить 21 бойца. При грузоподъемности машины в районе 3,5 тонн коэффициент использования грузоподъемности (далее будем для краткости обозначать его аббревиатурой КИГ) составил 0,63.

Теперь на очереди погрузка армейских грузов. Картина маслом: мирный «газончик»-зерновоз под завязку загружен смертоносным тяжелым вооружением… 200-мм фугасные реактивные снаряды МД-20-Ф для реактивной системы БМД-20 – чересчур громоздкие, «с шапкой» в кузов влезло только 10 штук, недоиспользовано 18% грузоподъемности. А вот 140-мм турбореактивные снаряды М-14-ОФ для пусковой установки БМ-14 – для этой машины самое то: при исчерпании грузоподъемности занимают уже почти весь объем платформы (на картинке верхний ярус ящиков не установлен для удобства подсчетов). Также идеально укладываются в «газик» ящики с противотанковыми минами ТМ-57 (КИГ в этом случае достигает значения 0,99). А на нижнем правом фото показана погрузка в кузов 28 авиабомб модели ОФАБ-100. Как видно, поместились они отлично – как тут и были – но с перегрузом в 550 килограмм.
Теперь на очереди погрузка армейских грузов. Картина маслом: мирный «газончик»-зерновоз под завязку загружен смертоносным тяжелым вооружением… 200-мм фугасные реактивные снаряды МД-20-Ф для реактивной системы БМД-20 – чересчур громоздкие, «с шапкой» в кузов влезло только 10 штук, недоиспользовано 18% грузоподъемности. А вот 140-мм турбореактивные снаряды М-14-ОФ для пусковой установки БМ-14 – для этой машины самое то: при исчерпании грузоподъемности занимают уже почти весь объем платформы (на картинке верхний ярус ящиков не установлен для удобства подсчетов). Также идеально укладываются в «газик» ящики с противотанковыми минами ТМ-57 (КИГ в этом случае достигает значения 0,99). А на нижнем правом фото показана погрузка в кузов 28 авиабомб модели ОФАБ-100. Как видно, поместились они отлично – как тут и были – но с перегрузом в 550 килограмм.

Сельский «газик» прекрасно подошел и для перевозки трех контейнеров типа КП-2 под ГСМ либо одной бочки типа Р-4 с горючим (в обоих случаях, правда, зафиксирован перегруз порядка полутонны). Танковых дизелей без упаковочных ящиков влезло три единицы, а полковой танковый комплект с запчастями разместился в кузове целиком. Что тут скажешь, к строевой такой «газик» годен, двух мнений быть не может!
Сельский «газик» прекрасно подошел и для перевозки трех контейнеров типа КП-2 под ГСМ либо одной бочки типа Р-4 с горючим (в обоих случаях, правда, зафиксирован перегруз порядка полутонны). Танковых дизелей без упаковочных ящиков влезло три единицы, а полковой танковый комплект с запчастями разместился в кузове целиком. Что тут скажешь, к строевой такой «газик» годен, двух мнений быть не может!

Наш второй подопытный – строительный самосвал ЗИЛ-ММЗ-555. Для своего времени это была весьма передовая машинка, в которой благодаря полукруглому сечению платформы легко возили даже бетонный раствор: поскольку на днище нет углов, то и груз к нему практически не прилипал. И вот даже такой самосвал умудрились приспособить для перевозки личного состава, причем помимо лавок и спинок-надставок в кузов пришлось ставить еще и специальные упоры для ног – ведь ровного пола в таком кузове попросту нет! В результате «зилок» смог увезти в своем кузове 3-кубовой размерности 15 бойцов, но при грузоподъемности в районе 4,5 т КИГ при этом остается очень и очень скоромным – 0,38.
Наш второй подопытный – строительный самосвал ЗИЛ-ММЗ-555. Для своего времени это была весьма передовая машинка, в которой благодаря полукруглому сечению платформы легко возили даже бетонный раствор: поскольку на днище нет углов, то и груз к нему практически не прилипал. И вот даже такой самосвал умудрились приспособить для перевозки личного состава, причем помимо лавок и спинок-надставок в кузов пришлось ставить еще и специальные упоры для ног – ведь ровного пола в таком кузове попросту нет! В результате «зилок» смог увезти в своем кузове 3-кубовой размерности 15 бойцов, но при грузоподъемности в районе 4,5 т КИГ при этом остается очень и очень скоромным – 0,38.

Крошечный кузов ЗИЛа был ожидаемо плохо приспособлен для транспортировки легковесных грузов. Вот, например, сухари в мешках, даже будучи нагруженными со здоровенной горкой, использовали лишь 1,2 тонны грузоподъемности (КИГ равен 0,28). Ничуть не лучше обстояли дела и с покрышками для грузовиков ГАЗ, коих уместилось лишь 1,34 тонны (КИГ равен 0,3). Контейнеров КП-2 с горючим в кузов влезло 2 штуки (КИГ=0,58), а резервуар РА-2М с окислителем для ракетного топлива – всего один, но в этом случае хоть КИГ получился более-менее приличный (целых 0,73).
Крошечный кузов ЗИЛа был ожидаемо плохо приспособлен для транспортировки легковесных грузов. Вот, например, сухари в мешках, даже будучи нагруженными со здоровенной горкой, использовали лишь 1,2 тонны грузоподъемности (КИГ равен 0,28). Ничуть не лучше обстояли дела и с покрышками для грузовиков ГАЗ, коих уместилось лишь 1,34 тонны (КИГ равен 0,3). Контейнеров КП-2 с горючим в кузов влезло 2 штуки (КИГ=0,58), а резервуар РА-2М с окислителем для ракетного топлива – всего один, но в этом случае хоть КИГ получился более-менее приличный (целых 0,73).

Из-за скругленной формы зиловского кузова тарные грузы в ящиках размещаются в нем не лучшим образом: с горем пополам удалось впихнуть в него лишь 1,54 тонны противопехотных мин модели ПМД-6. Более компактные ящики со взрывчаткой укладываются получше: их помещается уже 3,3 тонны. А маленькими и весьма тяжелыми гусеничными траками без упаковки удается занять весь кузов с полным использованием грузоподъемности. Но в то же время легких парашютов в машине уместилось всего 1,3 тонны.
Из-за скругленной формы зиловского кузова тарные грузы в ящиках размещаются в нем не лучшим образом: с горем пополам удалось впихнуть в него лишь 1,54 тонны противопехотных мин модели ПМД-6. Более компактные ящики со взрывчаткой укладываются получше: их помещается уже 3,3 тонны. А маленькими и весьма тяжелыми гусеничными траками без упаковки удается занять весь кузов с полным использованием грузоподъемности. Но в то же время легких парашютов в машине уместилось всего 1,3 тонны.

На фото вверху слева – погрузка минного трала КМТ-4: он занимает весь полезный объем кузова, да только весит при этом всего 1,4 тонны, поэтому КИГ оказался равным только 0,31. Ниже показана погрузка реактивных снарядов 9М14 для ПТРК «Малютка» в ящиках. КИГ тут получается еще меньше – всего 0,23, поскольку в нижней округлой части платформы остается много пустоты. А в правом столбце показана погрузка авиабомб ОФАБ-100 и САБ-500: из-за громоздкости в зиловский кузовок они тоже укладываются никак не оптимально, используя лишь 37…42% от запаса грузоподъемности. И, конечно, лично меня для такого типа груза крайне смущает загрузка с горкой, прилично возвышающейся над надставными бортами кузова: а ну как на дороге в повороте будет хорошая такая кочка? И полетят тогда клочки по закоулочкам…
На фото вверху слева – погрузка минного трала КМТ-4: он занимает весь полезный объем кузова, да только весит при этом всего 1,4 тонны, поэтому КИГ оказался равным только 0,31. Ниже показана погрузка реактивных снарядов 9М14 для ПТРК «Малютка» в ящиках. КИГ тут получается еще меньше – всего 0,23, поскольку в нижней округлой части платформы остается много пустоты. А в правом столбце показана погрузка авиабомб ОФАБ-100 и САБ-500: из-за громоздкости в зиловский кузовок они тоже укладываются никак не оптимально, используя лишь 37…42% от запаса грузоподъемности. И, конечно, лично меня для такого типа груза крайне смущает загрузка с горкой, прилично возвышающейся над надставными бортами кузова: а ну как на дороге в повороте будет хорошая такая кочка? И полетят тогда клочки по закоулочкам…

А вот опять строительный самосвал, только на этот раз более тяжелый – 7-тонный МАЗ-503Б. Его кузовок вместимостью 5 кубометров лишь немножко подлиннее зиловского, но хотя бы пол у него ровный. Трансформация по уже знакомому принципу: маленькие деревянные надставки для бортов, выполняющие попутно роль спинок, деревянные лавки, металлическая лесенка. Причем лесенку на сей раз сделали короткой, потому как наружные усилители заднего борта платформы предполагалось использовать как подножки. Ох, представляю, какими скользкими они становились после того, как на них налипала мокрая глина с сапог… Между тем, в кузове МАЗа удалось разместить 21 бойца – прямо как в более легком «газоне». Но ведь у МАЗа-то грузоподъемность вдвое выше – 7 тонн, и «расходовалась» она в данном случае всего лишь на 31%. Страшно даже представить, как при такой небольшой загрузке трясло людей на жестких деревянных лавках в кузове этого самосвала. Думаю, что позвоночник там мог запросто осыпаться в трусы вот прямо в буквальном смысле этого слова…
А вот опять строительный самосвал, только на этот раз более тяжелый – 7-тонный МАЗ-503Б. Его кузовок вместимостью 5 кубометров лишь немножко подлиннее зиловского, но хотя бы пол у него ровный. Трансформация по уже знакомому принципу: маленькие деревянные надставки для бортов, выполняющие попутно роль спинок, деревянные лавки, металлическая лесенка. Причем лесенку на сей раз сделали короткой, потому как наружные усилители заднего борта платформы предполагалось использовать как подножки. Ох, представляю, какими скользкими они становились после того, как на них налипала мокрая глина с сапог… Между тем, в кузове МАЗа удалось разместить 21 бойца – прямо как в более легком «газоне». Но ведь у МАЗа-то грузоподъемность вдвое выше – 7 тонн, и «расходовалась» она в данном случае всего лишь на 31%. Страшно даже представить, как при такой небольшой загрузке трясло людей на жестких деревянных лавках в кузове этого самосвала. Думаю, что позвоночник там мог запросто осыпаться в трусы вот прямо в буквальном смысле этого слова…

Фото в первом столбце: в кузов МАЗа влезают 4-тонная бочка Р-4 с ГСМ или пара резервуаров РА-2М с компонентами ракетного топлива. Во втором столбце показаны погрузка мягкой резинотканевой бочки МР-4 для ГСМ (раньше даже не знал о существовании таких штук, честно говоря!) и коробки с противотанковыми минами ТМ-57. В обоих случаях имеющаяся грузоподъемность используется всего лишь наполовину. Третий столбец – погрузка 1,7 тонны сухарей и трех фугасных авиабомб ФАБ-1500 общим весом 5,82 тонны.
Фото в первом столбце: в кузов МАЗа влезают 4-тонная бочка Р-4 с ГСМ или пара резервуаров РА-2М с компонентами ракетного топлива. Во втором столбце показаны погрузка мягкой резинотканевой бочки МР-4 для ГСМ (раньше даже не знал о существовании таких штук, честно говоря!) и коробки с противотанковыми минами ТМ-57. В обоих случаях имеющаяся грузоподъемность используется всего лишь наполовину. Третий столбец – погрузка 1,7 тонны сухарей и трех фугасных авиабомб ФАБ-1500 общим весом 5,82 тонны.

Для погрузки ящиков с крупнокалиберными унитарными патронами и снарядами, ПТУРСами и выстрелами к противотанковому гранатомету СПГ-9 кузов самосвала МАЗ-503Б подходит совсем неважно, позволяя использовать в лучшем случае половину запаса грузоподъемности (КИГ – от 0,23 до 0,58). Зато мелкорасфасованных патронов калибра 7,62 мм при загрузке чуть выше надставок в кузов влезает ровно 7 тонн! Вот только какой же знатный геморрой, наверное, их оттуда потом выгружать, когда укладка в кузове получилась очень плотная, а ни одного борта откинуть нельзя… На последнем фото – загрузка 8 цилиндрических укупорок под реактивные снаряды модели МД-20-Ф: то, как идеально точно они легли в кузов, вообще наводит на мысль, что возможность их перевозки была заложена инженерами в конструкцию самосвальной платформы еще на стадии ее проектирования!
Для погрузки ящиков с крупнокалиберными унитарными патронами и снарядами, ПТУРСами и выстрелами к противотанковому гранатомету СПГ-9 кузов самосвала МАЗ-503Б подходит совсем неважно, позволяя использовать в лучшем случае половину запаса грузоподъемности (КИГ – от 0,23 до 0,58). Зато мелкорасфасованных патронов калибра 7,62 мм при загрузке чуть выше надставок в кузов влезает ровно 7 тонн! Вот только какой же знатный геморрой, наверное, их оттуда потом выгружать, когда укладка в кузове получилась очень плотная, а ни одного борта откинуть нельзя… На последнем фото – загрузка 8 цилиндрических укупорок под реактивные снаряды модели МД-20-Ф: то, как идеально точно они легли в кузов, вообще наводит на мысль, что возможность их перевозки была заложена инженерами в конструкцию самосвальной платформы еще на стадии ее проектирования!

Последние погрузки с самосвалом МАЗ-503Б: покрышки для «газонов» и КрАЗов, ящики с запасными частями, контейнеры КП-2 и ящики со взрывчаткой. Из всего этого ассортимента всю грузоподъемность самосвала не смог «съесть» ни один из грузов, более-менее нормальный КИГ получился только у «комплекта запчастей № 1» (0,83) и взрывчатки (0,72).
Последние погрузки с самосвалом МАЗ-503Б: покрышки для «газонов» и КрАЗов, ящики с запасными частями, контейнеры КП-2 и ящики со взрывчаткой. Из всего этого ассортимента всю грузоподъемность самосвала не смог «съесть» ни один из грузов, более-менее нормальный КИГ получился только у «комплекта запчастей № 1» (0,83) и взрывчатки (0,72).

А вот подошла очередь канонической сцепки из седельного тягача ЗИЛ-130В1 с бортовым полуприцепом ОдАЗ-885: на шести лавках в его кузове поместились уже 36 бойцов! Это, между прочим, больше, чем количество мест для сидения в салоне у автобуса ЛАЗ-695Н! Грузоподъемность такого автопоезда – даже больше, чем у МАЗа-самосвала: 7,5 тонн, а объем платформы равен 8 кубометрам (а с надставными бортами уже все 12,5 кубов). КИГ здесь получился равным 0,52.
А вот подошла очередь канонической сцепки из седельного тягача ЗИЛ-130В1 с бортовым полуприцепом ОдАЗ-885: на шести лавках в его кузове поместились уже 36 бойцов! Это, между прочим, больше, чем количество мест для сидения в салоне у автобуса ЛАЗ-695Н! Грузоподъемность такого автопоезда – даже больше, чем у МАЗа-самосвала: 7,5 тонн, а объем платформы равен 8 кубометрам (а с надставными бортами уже все 12,5 кубов). КИГ здесь получился равным 0,52.

Соотношение грузоподъемности и вместимости зиловского полуприцепа вышло оптимальным в случаях перевозки патронов, выстрелов для гранатометов, мешков с мукой: по этим позициям КИГ=1 при полном использовании объема. Хорошо (лишь с небольшим перегрузом) в кузове размещаются металлические 200-литровые бочки. Пара топливных резервуаров Р-4 тоже влезают в кузов хорошо, но перегруз при этом уже вплотную приближается к 500 кг. А деревянные бочки с животными жирами, полностью заняв платформу, недоиспользуют 22% грузоподъемности.
Соотношение грузоподъемности и вместимости зиловского полуприцепа вышло оптимальным в случаях перевозки патронов, выстрелов для гранатометов, мешков с мукой: по этим позициям КИГ=1 при полном использовании объема. Хорошо (лишь с небольшим перегрузом) в кузове размещаются металлические 200-литровые бочки. Пара топливных резервуаров Р-4 тоже влезают в кузов хорошо, но перегруз при этом уже вплотную приближается к 500 кг. А деревянные бочки с животными жирами, полностью заняв платформу, недоиспользуют 22% грузоподъемности.

Запчасти, контейнеры КП-2 и сухпайки размещаются в кузове хорошо (КИГ по ним равен 0,75…1), а вот для коробок с макаронами и шин к грузовикам КрАЗ вместимость платформы полуприцепа оказывается сильно недостаточной (КИГ=0,45 и 0,65 соответственно).
Запчасти, контейнеры КП-2 и сухпайки размещаются в кузове хорошо (КИГ по ним равен 0,75…1), а вот для коробок с макаронами и шин к грузовикам КрАЗ вместимость платформы полуприцепа оказывается сильно недостаточной (КИГ=0,45 и 0,65 соответственно).

В первом столбце – автопоезд загрузили ящиками с противотанковыми и противопехотными минами (КИГ=0,87 и 0,82). Во втором столбце показана загрузка громоздкими, но очень легкими подвесными баками (в одиночные самосвалы они не помещались вовсе), а также пятью ящиками с танковыми дизелями суммарным весом около 6 тонн. Третий столбец – это 4 авиационные бомбы ФАБ-1500, загрузить которые удалось с откинутым задним бортом (и перегрузом на 260 кг), и 12 ящиков с «комплектами изделия ИС» (за этим достаточно нейтральным названием на деле скрываются ракеты К-51).
В первом столбце – автопоезд загрузили ящиками с противотанковыми и противопехотными минами (КИГ=0,87 и 0,82). Во втором столбце показана загрузка громоздкими, но очень легкими подвесными баками (в одиночные самосвалы они не помещались вовсе), а также пятью ящиками с танковыми дизелями суммарным весом около 6 тонн. Третий столбец – это 4 авиационные бомбы ФАБ-1500, загрузить которые удалось с откинутым задним бортом (и перегрузом на 260 кг), и 12 ящиков с «комплектами изделия ИС» (за этим достаточно нейтральным названием на деле скрываются ракеты К-51).