Совсем другой Magirus в СССР: 48 неполадок за 120 тысяч километров...

12k full reads
14k story viewsUnique page visitors
12k read the story to the endThat's 85% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

В октябре 1974 года между СССР и немецкой фирмой Klökner-Humboldt-Deutz был заключен «контракт века» на поставку огромной партии тяжелых капотных грузовиков Magirus-Deutz для строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Ярко-оранжевые грузовики навечно были вписаны в историю гигантских строек Советского Союза.

Однако мало кто в знает, что в начале 1970-х вместе со знаменитыми «капотниками» Magirus-Deutz 290D26K и Magirus-Deutz 232D26K на автополигоне НАМИ испытания проходил  еще один Magirus-Deutz, который массово в СССР с так и не пришел…

Знаменитые Magirus-Deutz 290D26K в работе
Знаменитые Magirus-Deutz 290D26K в работе
Знаменитые Magirus-Deutz 290D26K в работе

Речь идет о Magirus-Deutz 290D22F – трехосном бортовом грузовике современной бескапотной компоновки. На тот момент это была вполне перспективная модель с некоторыми интересными решениями, несвойственными нашим грузовикам. Панорамное лобовое стекло, дополнительное окошко в правой двери для наблюдения за «мертвой зоной»… Правда, кабина была без «спальника», но для проведения испытаний это было непринципиально.

Magirus-Deutz 290D22F
Magirus-Deutz 290D22F
Magirus-Deutz 290D22F

Автомобиль грузоподъемностью 12 тонн мог работать в составе автопоезда с полной массой 38 тонн. Модель оснащалась дизельным двигателем F10L-413 с воздушным охлаждением – аналогичный агрегат стоял и на «бамовских» машинах. 10-цилиндровый 290-сильный мотор в паре с 6-ступенчатой «механикой» позволял разгонять Magirus-Deutz 290D22F до 91 км/ч. Грузовик имел моторный тормоз с пневматическим приводом, сблокированным с отключением подачи топлива.

Для работы в холодном климате машина комплектовалась штатным устройством «Термостарт», обеспечивающим уверенный запуск до температуры -25…-30°C. При более низкой температуре в дело вступал предпусковой подогреватель «Эбершпехер», работавший на бензине и гарантировавший запуск до -52°C.

Magirus-Deutz 290D22F в составе автопоезда с двухосным прицепом
Magirus-Deutz 290D22F в составе автопоезда с двухосным прицепом
Magirus-Deutz 290D22F в составе автопоезда с двухосным прицепом

В период с сентября 1970 по январь 1972 года испытуемый Magirus-Deutz 290D22F пробежал по дорогам полигона НАМИ, а также по трассам Москва-Ленинград, Москва-Минск, Москва-Симферополь 120 000 км - примерно по 7500 км в месяц. Стоит отметить, что 50 000 км из общего пробега грузовик накатал в составе автопоезда.

Первые неполадки начались уже на отметке в 5745 км – на неровной гравийной дороге стало выбивать VI-ю передачу. Вскоре после того, как одометр разменял 8000 км пробега, стала заедать заслонка моторного тормоза. В это же время перегорела свеча в автономном отопителе кабины фирмы «Вебасто». На 17-й тысяче (а также на 57-й и 85-й) оборвался тросик установки холостых оборотов, на 21-й - потекли сальники редуктора заднего моста и ступиц среднего моста, на 33-й вышел из строя клапан в пневмосистеме.

Magirus-Deutz 290D22F во время испытаний в 1971 году
Magirus-Deutz 290D22F во время испытаний в 1971 году
Magirus-Deutz 290D22F во время испытаний в 1971 году

Перечислять все неисправности, произошедшие за период испытаний, не вижу никакого смысла – общее их число обозначено в заголовке. Остановлюсь лишь на тех, что позволяют оценить выносливость некоторых элементов особенностей наших «направлений»:

69 416 км – на скорости 80 км/ч разрыв шины переднего левого колеса (расслоение протектора);
71 560 км – лопнули стремянки и центровой болт правой задней рессоры;
85 495 км – вышли из строя амортизаторы передней подвески;
93 342 км – выработка втулок крепления стабилизатора поперечной устойчивости;
102 600 км – разрушение демпферных пружин ведомого диска сцепления;
118 458 км – обрыв кронштейнов крепления передних амортизаторов;
120 000 км – проседание передних рессор и повторный выход из строя передних амортизаторов.
Кроме того на отметках 70 674 км, 75 335 км и 120 000 км вновь наблюдались проблемы с запуском отопителя «Вебасто» из-за повышенного нагара на свече и в камере сгорания. А на 88 730 км оборвался патрубок, соединяющий отопитель с кабиной.

По немецкому «воздушнику» отмечу следующее:
50 611 км – расслоение ремня генератора;
69 037 км и 102 000 км – подтекание масла из заднего сальника коленвала;
88 730 км и 100 704 км – необходимость проведения регулировки выпускных клапанов;
102 000 км – радиальные трещины на маховике.

Мне не довелось эксплуатировать автомобили в те времена – еще не родился. Но, полагаю, указанный перечень неполадок все равно меньше, чем выявлялся бы на отечественных аналогах при таком же пробеге… Или нет? Что скажете?..

Совсем другой Magirus в СССР: 48 неполадок за 120 тысяч километров...