УАЗОИДЫ, ч.7

Нельзя не сказать и о целой группе уазоидов, объединенных общим безликим названием «Транспортное средство мод. 17144 для перевозки сельских рабочих бригад». На территории Российской Федерации такие машины выпускали не менее 12 предприятий!

Как уже было сказано в предыдущей части, в 1980-х годах передвижные мастерские и лаборатории на шасси марки УАЗ строили многие ремонтно-механические и авторемонтные предприятия системы «Госкомсельхозтехники». В подавляющем большинстве их разработкой занимались ЦПКТБ «Росагропромремтехпроект» при Госагропроме РСФСР вместе с институтом «ГОСНИТИ». При этом, как правило, бюро занималось разработкой конструкторской документации на кузов, давало рекомендации при выборе завода-изготовителя, организовывало необходимые испытания, а институт проектировал внутреннюю начинку и оборудование этих мастерских и лабораторий. При этом единственным чисто пассажирским автомобилем на шасси УАЗ, разработанным ЦПКТБ, был микроавтобус ТС-17117 «Каспиец», переданный на Махачкалинский ремонтный завод.

В связи с очередной реорганизацией в системе государственного управления народным хозяйством в 1991 году ЦПКТБ фактически было ликвидировано, а все сотрудники отдела автотранспорта были переведены в НПО «Агропромпрогресс». Надо сказать, что для НПО автомобили являлись непрофильной темой, ведь прежде оно занималось исключительно научно-исследовательскими разработками в области продовольствия. Однако развитие именно этого направления помогло предприятию продержаться на плаву все неспокойные 1990-е годы. Одним из первых проектов в июле 1991 года стала передвижная мастерская МП-17144 «Алтаец», в которой еще на стадии ТЗ была заложена модификация для перевозки ремонтных бригад. Именно по отношению к этой машине индекс «17144» был применен впервые. Ее выпуск планировался на Ремонтном заводе «Павловский», который к тому времени освоил производство «вахтовок» на шасси грузовиков ГАЗ. По этой причине каркас кузова МП-17144 постарались максимально унифицировать с кузовом «вахтовки» ТС-3966 на газовском шасси.

Мастерская «Алтаец» так и не вышла из стадии проектных работ. В связи с ликвидацией колхозов и совхозов после распада СССР целевая аудитория лишилась централизованного финансирования для закупок мастерских, а только что зарождавшийся класс фермеров необходимости в такой машине не испытывал. Куда более востребованной оказалась грузопассажирская машина на шасси УАЗ. Понимая это, в НПО «Агропромпрогресс» пассажирскую модификацию мастерской, получившей обозначение ТС-17144 «Ермак». Это был миниатюрный вахтовый автомобиль на шасси УАЗ-3303-01 с отдельно установленным цельнометаллическим сварным кузовом, каркас которого состоял из труб прямоугольного сечения. В салоне находилось 5 мест для сидения и отопитель, работающий от базовой системы охлаждения двигателя. Сейчас нельзя с точностью сказать, когда был построен первый «Ермак». За отправную точку можно принять дату 6 ноября 1991 года. Именно этим числом датировано «Свидетельство о согласовании конструкции автомототранспортного средства в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения», выданное УГАИ ГУВД Мосгорисполкома. А за день до этого были согласованы технические условия на изготовление ТС-17144.

Опытный образец ТС-17144 «Ермак» Павловского ремзавода. Фото из заводского архива
Опытный образец ТС-17144 «Ермак» Павловского ремзавода. Фото из заводского архива

Серийное изготовление ТС-17144 также впервые стартовало в Павловске. Первые товарные машины 1992 года несколько отличались от опытного образца: нижняя подножка двери была опущена, а юбка кузова наоборот сделана выше. Изменились и размеры окна в двери – оно стало меньше. Впоследствии завод начал выпускать модификацию «Ермака» с задней багажной дверью, поднимающейся вверх.

Вторым изготовителем ТС-17144 стало АП «Самараавторемонт» (бывший Куйбышевский АРЗ), оказавшееся впоследствии одним из самых крупных продуцентов автомобилей этого семейства. Первый опытный образец ТС-17144С («С» — «самарский») на шасси УАЗ-3303 был изготовлен в Самаре в мае 1992 года. Он имел отличный по архитектуре кузов с иным остеклением и мог перевозить в кузове уже не 5, а 6 пассажиров. Спустя месяц завод приступил к изготовлению подобных машин. Серийные образцы стали именоваться ТС-17144 «Волгарь» и отличались от опытной машины наружной боковой обшивкой с применением гофрированных панелей в верхнем поясе. Уже в ноябре 1992 года предприятие, переименованное в АОЗТ «Самарский авторемонтный завод», начало предлагать своим покупателям модернизированные варианты вахтового автомобильчика: модели ТС-17144Б и ТС-17144И. Они имели одинаковую пассажировместимость, но у модели «Б» сзади появилась дверь. В 1994 году, в самый пик производства, САРЗ в этом же кузове начал выпускать промтоварные фургоны ТС-17144Д и их изотермические варианты ТС-17144ДИ.

ТС-17144Б Самарского АРЗ. Фото Николая Маркова
ТС-17144Б Самарского АРЗ. Фото Николая Маркова

В 1993 году «классический» вариант ТС-17144 начали выпускать ещё два предприятия. Одно из них – пермское ТОО «Агрореммаш». Его машины под брендом «Кама» были аналогичны тем, что выпускались в Павловске. Единственны видимым отличием было отсутствие гофрированной обшивки кузова.

ТС-17144 пермского ТОО «Агрореммаш». Фото Олега Чалкова
ТС-17144 пермского ТОО «Агрореммаш». Фото Олега Чалкова

Второй изготовитель – АООТ «Ульяновский авторемонтный завод». Первые выпущенные в Ульяновске образцы имели два глухих окна в задней стенке и неостекленную пассажирскую дверь сбоку. На рубеже 1993-1994 годов у них появилась одностворчатая запасная дверь с окном, а пассажирская также стала остекленной. С 1995 года ТС-17144 производства УАРЗ получили новую плоскую крышу. Есть также сведения, что ТС-17144 с марта 1993 года планировали выпускать и на АООТ «АРЗ «Минусинский» в пос. Городок Красноярского края, но информации об этих машинах нет. Возможно, они были изготовлены в крайне небольшом количестве.

Первый опытный образец ТС-17144 Ульяновского АРЗ. Заводское фото
Первый опытный образец ТС-17144 Ульяновского АРЗ. Заводское фото

ТС-17144 Ульяновского АРЗ. Фото Дениса Дементьева
ТС-17144 Ульяновского АРЗ. Фото Дениса Дементьева

Спрос на ТС-17144 в начале-середине 1990-х годов был огромным. Сказывался не только общий дефицит транспорта в стране. Неплохие эксплуатационные характеристики самого шасси, а также универсальность применения кузова как для пассажирских, так и для грузовых перевозок делали эти автомобильчики многофункциональными и вместе с тем относительно недорогими по сравнению с базовыми микроавтобусами УАЗа. Такая конъюнктура привлекала многих потенциальных изготовителей, которые к тому моменту делали спецкузова на шасси УАЗ и хотели производить их в пассажирском исполнении. Однако основным препятствием для них оставались сложности в оформлении документации и проведении испытаний. Поэтому некоторые предприятия обращались за помощью в НИПТИ «Агропромпрогресс» (переименован в апреле 1992 года из НПО «Агропромпрогресс»). Будучи разработчиком и владельцем документации на ТС-17144, институт брал на себя обязательства по отлаженной схеме дополнить проект очередной «модификацией», согласовать документацию и получить в ГАИ свидетельство, которое давало право на регистрацию переоборудованных автомобилей. Фактически это свидетельство являлось разрешением на серийный выпуск в обход процедур сертификации по системе ГОСТ Р. Так в январе 1993 года появился на свет, например, вахтовый автомобиль ТС-17144А. Его серийное производство наладил Авторемонтный завод «Плавский» (Тульская обл.), который до этого в этом же кузове выпускал лаборатории охраны труда ЛОТ-2 и передвижные мастерские МПР-18326. Понятно, что по кузову он не имел ничего общего со всеми предыдущими машинами из проекта «17144». Аналогично были изготовлены микроавтобусы ТС-17144ТТТ, производителем которых в декабре 1993 года выступило ТОО «Абаканское предприятие ТТТ», и микроавтобусы ульяновского АООТ «Строймаш».

ЛОТ-2 Плавского АРЗ. Фото Николая Маркова
ЛОТ-2 Плавского АРЗ. Фото Николая Маркова

МПР-18326 Плавского АРЗ. Фото из заводского архива
МПР-18326 Плавского АРЗ. Фото из заводского архива

ТС-17144А Плавского АРЗ. Фото Николая Маркова
ТС-17144А Плавского АРЗ. Фото Николая Маркова

ТС-17144А Плавского АРЗ. Фото Николая Маркова
ТС-17144А Плавского АРЗ. Фото Николая Маркова

Николай Марков, Денис Дементьев

Продолжение следует!

Предыдущую часть статьи про уазоиды можно посмотреть ЗДЕСЬ