УАЗОИДЫ, ч.8

22.06.2018

Несмотря на успех со сбытом вахтовых автомобилей серии ТС-17144, конструкторы НИПТИ «Агропромпрогресс» понимали, что машина эта сама по себе далеко не совершенна. Основные нарекания потребителей к ней сводились к большой массе кузова (а значит, страдала и грузоподъемность), изолированному и не всегда хорошо отапливаемому салону. Что уж и говорить, пассажирская машина должна иметь единый салон. С этой мыслью и была начата разработка нового кузова микроавтобуса на шасси УАЗ-3303 с интегрированной в салон кабиной. Но первые попытки создания такой машины относятся вовсе не к микроавтобусу, а к лаборатории. В апреле 1992 года по заказу Ульяновского комплекса «АКРО» (АКРО – Агропромышленный Комплекс Ремонтно-технический Опытный) и Инженерно-производственного кооператива «Триада» из Москвы в институте было разработано техническое задание на передвижную диагностическую установку УПД-1 «АКРО», предназначенную для проведения технического обслуживания сельскохозяйственной и другой техники в полевых условиях. Эта машина предназначалась для замены устаревшей передвижной лаборатории КИ-13905М на шасси УАЗ-3303-01, производством которой ранее занимались предприятия ставшей независимой Эстонской республики: Нуйаское межрайонное объединение «Сельхозтехника» (изготовление кузова) и Тартуский опытный ремонтный завод (монтаж внутреннего оборудования).

Передвижная установка УПД-1 «АКРО» (заводское фото)
Передвижная установка УПД-1 «АКРО» (заводское фото)

Летом-осенью 1992 года в Ульяновске была изготовлена партия УПД-1 «АКРО», но дальнейших заказов от Главного управления механизации и электрификации Минсельхоза РФ не последовало, и поэтому в НИПТИ «Агропромпрогресс» для ульяновцев был разработан проект пассажирского микроавтобуса в том же самом кузове, который получил обозначение ТС-17177У «АКРО-2» («У» — ульяновский). Эта машина стала визитной карточкой всех «уазоидов» выпуска 1990-х годов и по своим потребительским характеристикам не только не уступала микроавтобусу УАЗ-2206, но и превосходила его. Высокий потолок, штатные багажник на крыше и «кенгурятники», удобное крепление запаски, водительская категория «В» (7 пассажирских индивидуальных мест): все эти особенности сделали ТС-17144У очень популярным. Первые серийные микроавтобусы ТС-17144У были изготовлены в конце 1992 года. За короткий срок их производство смогли освоить, кроме «АКРО», еще четыре предприятия: АООТ «АРЗ «Павловский» (в декабре 1993 года), АОЗТ «Кирсановский механический завод» (в декабре 1993 года), АООТ «РМЗ «Буденновский» (в январе 1994 года) и АООТ «РМЗ «Краснопахорский» (в марте 1994 года). Несмотря на единую документацию, микроавтобусы ТС-17144У разных заводов имели свои характерные различия, диктуемые возможностями того или иного производителя. Как правило, они сводились к конструкции кенгурятников (или их отсутствию), форме колесных арок, окон, форточек, дверных ручек, горловин бензобаков и т.д.

ТС-17144У фирмы «АКРО» (заводское фото)
ТС-17144У фирмы «АКРО» (заводское фото)
ТС-17144У фирмы «АКРО» (фото Дмитрия Гладкого)
ТС-17144У фирмы «АКРО» (фото Дмитрия Гладкого)
ТС-17144У Павловского АРЗ (заводское фото)
ТС-17144У Павловского АРЗ (заводское фото)
ТС-17144У Павловского АРЗ (фото Дениса Дементьева)
ТС-17144У Павловского АРЗ (фото Дениса Дементьева)
ТС-17144У Кирсановского мехзавода (фото Олега Чалкова)
ТС-17144У Кирсановского мехзавода (фото Олега Чалкова)

ТС-17144У Краснопахорского РМЗ (заводское фото)
ТС-17144У Краснопахорского РМЗ (заводское фото)
Прототип с «рестайлингом» Буденновского РМЗ (заводское фото)
Прототип с «рестайлингом» Буденновского РМЗ (заводское фото)
Серийный ТС-17144У Буденновского РМЗ (заводское фото)
Серийный ТС-17144У Буденновского РМЗ (заводское фото)

Николай Марков, Денис Дементьев

Продолжение следует!

Предыдущую часть статьи про уазоиды можно посмотреть ЗДЕСЬ