В какие цвета красили кабины грузовиков в СССР

22 May

Сегодня речь у нас пойдет про цвета кабин грузовых автомобилей СССР. Почему именно кабин? Да потому что они являются лицом грузовика, определяющим его облик. К тому же, в документах ГАИ всегда писался цвет именно кабины, а не кузова. Давайте вспомним, какие у нас в Союзе были грузовики? В принципе, все они на слуху: ЗИЛ, ГАЗ, МАЗ, КамАЗ, Урал, КрАЗ, БелАЗ… еще была «Колхида». Вот и начнем по порядку.

Автомобили ЗИЛ-130-76 в цехе завода. Только голубые и темно-зеленые
Автомобили ЗИЛ-130-76 в цехе завода. Только голубые и темно-зеленые
Сборка кабин. На потоке только голубые
Автомобили ЗИЛ-130-76 в цехе завода. Только голубые и темно-зеленые

Про ЗИЛ. Самый массовый грузовик этой марки – модель ЗИЛ-130. Выпускался тысячами с 1964 по 1994 год, а общий тираж исчислялся миллионами штук. И этот грузовик с конвейера сходил в основном только двух цветов – голубой и хаки (защитно-зеленый). С хаки всё понятно: в этот цвет красили автомобили, поставляемые для Минобороны, вне зависимости от марки. А вот с голубым цветом интересно. Недавно на канале уважаемой «Российской газеты» прочитал, что ЗИЛ-130 красили в голубой цвет, потому что СССР – это страна, несущая мир и дружбу. Большего бреда даже представить сложно!

Снова цех ЗИЛ, и снова голубые цвета
Снова цех ЗИЛ, и снова голубые цвета
Голубой цвет стал классическим для гражданских ЗИЛов и после модели 130
Снова цех ЗИЛ, и снова голубые цвета

На самом деле, при выборе краски исходили из психологии восприятия цвета человеком: самыми заметными считаются цвета синий, желтый и красный. Но еще цвет должен быть «нераздражительным», т.е. светлым с нежным оттенком, который при этом мог обращать на себя внимание. Ну, еще важна доступность эмали нужного колера в большом количестве, для «конвейера». Таким бесхитростным способом был выбран голубой цвет.

А вот выставочные ЗИЛы были разноцветные. Даже черные попадались
А вот выставочные ЗИЛы были разноцветные. Даже черные попадались
Стандартный цвет ЗИЛ-131 – хаки
А вот выставочные ЗИЛы были разноцветные. Даже черные попадались
Машина в экспортном нарядном исполнении
А вот выставочные ЗИЛы были разноцветные. Даже черные попадались

А почему не бежевый, спросите вы? А потому что бежевыми были автомобили ГАЗ-53А. Так неофициально получилась цветовая дифференциация по маркам близких по классу капотных грузовиков. Удобно и красиво!

ГАЗ-53А в «серийном» бежевом цвете. На заднем плане более редкий гражданский цвет – светло-серый
ГАЗ-53А в «серийном» бежевом цвете. На заднем плане более редкий гражданский цвет – светло-серый
Экспортно-выставочный ГАЗ-53А морковного цвета
ГАЗ-53А в «серийном» бежевом цвете. На заднем плане более редкий гражданский цвет – светло-серый

Кстати, до ГАЗ-53А наиболее массово выпускался ГАЗ-51А. Он, как и все его современники (ЗИС-150, ЗИЛ-164, МАЗ-200 и т.д.) и довоенные предшественники (ГАЗ-АА, ЗИС-5), тоже массово красился в темно-зеленый цвет: банально был дефицит другой автомобильной краски! А вот на смену ГАЗ-53А в 1985 году пришел его модернизированный вариант ГАЗ-53-12, и его почему-то массово стали красить в голубую (почти «зиловскую») эмаль. Скорее всего, для унификации краски при ремонте на автобазах, ведь парк машин был часто смешанным.

Поздний «газон» ГАЗ-53-12. Такие были почти все голубого цвета
Поздний «газон» ГАЗ-53-12. Такие были почти все голубого цвета
Постановочное фото экспортных машин. Яркие, красивые… но в нашей жизни таких не было
Поздний «газон» ГАЗ-53-12. Такие были почти все голубого цвета

Бескапотные МАЗы традиционно имели сине-голубую, изумрудно-зеленую или красную (чаще кирпичного оттенка) кабину. Камские грузовики вообще легко отличить по цветам. Все серийные КамАЗы (кроме экспортных) красили так: голубой – бортовой, красный – седельный тягач, желтый – самосвал.

Машины в обычной советской автобазе. Вот они, обычные цвета!
Машины в обычной советской автобазе. Вот они, обычные цвета!
Автопоезд для «Совтрансавто» с кабиной кирпичного цвета
Машины в обычной советской автобазе. Вот они, обычные цвета!
Все КАМАЗы рядом: желтые – шасси самосвалов, красные – тягачи, голубые – бортовые
Машины в обычной советской автобазе. Вот они, обычные цвета!

А полноприводные ГАЗ-66, Уралы и КрАЗы почти всегда были цвета хаки, поскольку являлись машинами многоцелевыми, т.е. для армии. А вот гигантские самосвалы БелАЗ с 1980-х годов как, и любую горно-шахтную технику, стали красить в желтый цвет. До этого же они тоже могли быть и синими, и зелеными и даже оранжевыми.

ГАЗ-66 на конвейере. Только хаки, ибо для военных
ГАЗ-66 на конвейере. Только хаки, ибо для военных
Площадка готовой продукции КрАЗа: оранжевые самосвалы и хаки всё остальное
ГАЗ-66 на конвейере. Только хаки, ибо для военных

Отдельным особняком почему-то стояли грузинские тягачи КАЗ-608В «Колхида». Они всегда выделялись в потоке яркими кабинами. Причем цвета у них были вроде из того же ассортимента, но эмаль выглядела более выигрышной, что, конечно, не придавало качества самой машине. Зато их ярко оранжевые или сочно-синие «квардратные» кабины были хорошо узнаваемы. Интересно, что серийные самосвалы КАЗ-4540 красили, в основном, только в темно-желтый или оранжевый цвета.

«Колхида» в синем обличии
«Колхида» в синем обличии

Напоследок! Сдается, что сейчас набегут критиковать, показывать картинки машин других цветов и кричать «автор всё наврал»… Предвкушая это, отвечу сразу. Вы могли встретить на дорогах или на картинках советские грузовики самых разнообразных оттенков. Например, ЗИЛ-130 ярко зеленного цвета или ГАЗ-53А морковного цвета или Урал-375 небесно-синего цвета.

Сборка на конвейере северного «Урала», потому и цвет оранжевый
Сборка на конвейере северного «Урала», потому и цвет оранжевый

Да, было! Вот только это зачастую были не обычные машины для внутреннего рынка, а экспортные модификации, по разным причинам не попавшие заграницу и оставленные в Союзе для дальнейшей эксплуатации. Таких причин много. Например, забраковали конкретную машину в экспортной комиссии Минвнешторга или эта машина по особому распределению Совмина в экспортном исполнении, но «для важных организаций». Такое бывало, и часто! А еще были северные модификации с красными или оранжевыми кабинами…