Дудинскийй краеведческий музей. Северные народы, их быт и творчество.

18.01.2018


Продолжаю бомбить вас килограммами снимков из дудинского музея. Сегодня будет пробежка по экспозиции посвященной народам Севера. В наших краях живут ненцы, энцы, нгагасаны, эвенки и долганы.

По окончании осмотра экспозиции с останками мамонтов и прочих ископаемостей, нас встречает хозяин полярных льдов - белый медведь. Аккуратно посаженный на задницу в своей диораме.

За белым медведем следует другая диорама, повествующая о нелегкой жизни животного мира в суровых условиях Севера. Здесь я опять пожалел, что у меня нет широкоугольного объектива. На переднем крае гуси, нападающие на песца в летнем камуфляже.

В другом конце диорамы хищный птиц завалил очередную куропатку.

Композиционный центр диорамы - овцебык. Овцебык или мускусный бык (лат. Ovibos moschatus) — единственный современный представитель рода Ovibos из семейства полорогих (лат. Cavicornia). Род Ovibos занимает промежуточное положение между быками и овцами. В середине 70-х годов XX века на Таймыре и острове Врангеля начался эксперимент по реинтродукции ранее обитавших здесь овцебыков, вымерших на севере Азии несколько тысяч лет назад. Завезённый овцебык успешно прижился и в настоящее время, по некоторым оценкам, в таймырской тундре обитает около 4 тысяч овцебыков. По образу жизни напоминает овец. Живёт стадами по 20—30 голов, очень ловко лазает по скалам, питается мхом, лишайниками (ягель и прочими), травой. С сентября по май кочует. Овцебыки — достаточно сильные животные, чтобы давать отпор хищникам и защищать свое потомство. С другой стороны, тактика защиты от хищников оказывается совершенно бесполезной при охоте на них человека. Стадо, вставшее в круг и прикрыв молодняк своими телами, остается неподвижным при расстреле овцебыков из ружья.

Следующая небольшая диорама изображает момент охоты на диких оленей.

Летние и зимние одежды энцев и нганасан. Немножко прочтите об этих народах. Энцы - представляют собой две территориально разобщённые группы: тундровые и лесные. Тундровые энцы проживают на самом севере сельского поселения Караул, в этой группе сосредоточена основная часть энцев с самоназванием "Сомату". Лесные энцы проживают в посёлках, подведомственных администрации городского поселения Дудинка (Потапово, Усть-Авам, Воронцово). В этой группе сосредоточена основная часть энцев с самоназванием "Пэ-бай". В настоящее время - энцы самый малочисленный, из коренных народов на Таймыре. В течение ХХ века часть энцев ассимилировали нганасаны, часть энцев ассимилировали ненцы. Но эта малочисленная группа, чуть более 160 человек, сохранила свою традиционную культуру и, что самое главное свой язык. (Прим. автора. А а гордые русские радуются всяким креведкам, медведам, лизингам, фьюзигам, мерчендайзингам)

Парадные одежды. Что-то они мне космонавтов напоминают. Нганасаны - Современные нганасаны являются потомками самого северного тундрового населения Евразии - неолитических охотников на дикого оленя. Основными занятиями нганасан была охота на диких оленей, песца, оленеводство и рыболовство. По сравнению со своими соседями, энцами и ненцами, нганасаны выделялись особым значением в их хозяйстве охоты на дикого северного оленя. Добывали диких оленей главным образом осенью путём коллективной охоты на речных переправах, закалывая их копьями с челноков. Также использовали ременные сети, в которые охотники загоняли диких оленей. Кроме того, летом и осенью нганасаны охотились на диких оленей пешком, в одиночку и небольшими группами.

Детские и подростковые причиндалы.

Летние одежды долган. Долганы - самая молодая по времени образования народность, про-живающая на Таймыре. Образовалась она в XVIII веке на территории Таймыра. В XVII веке, когда русские пришли в Среднюю и Восточную Сибирь, народности долган не существовало. Только на реке Лене, близ устья Вилюя и Муны были встречены отдель¬ные тунгусские роды с названием "долган". Долганская одежда самая разнообразная. Насчитывается около 20 её видов. Характерной особенностью долганской одежды является удлинённый сзади подол. Зимой долганы носили парки из меха оленя, под них надевали песцовые или заячьи шубы. Летом и зимой шили одежду из сукна. Всё это любовно украшали бисером, цветным сукном, цветными кантиками, меховой мозаикой. У долган и мужчины, и женщины носили шапки. Долганы первыми стали шить домашнюю одежду из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны русского покроя, женщины – платья, юбки, кофты. Поверх платьев надевали закрытые фартуки. Домашняя одежда украшалась узкими кантиками из цветной материи. Долганские женщины носили много украшений из металла якутского производства.

Гордо восседающий на боевом коне олене эвенк. Хантайские эвенки – небольшая по численности группа эвенкийского народа. В настоящее время их насчитывается около 300 человек. В конце XIX начале ХХ века хантайские эвенки представляли собой весьма замкнутую кочевую группу, занимавшуюся охотой, рыболовством и оле-неводством. Они не более двух-трех раз в год выходили на факторию Плахино для сбыта пушнины и закупки всего необходимого. Единственным товарным занятием являлся охотничий промысел. При кочевом образе жизни эвенков и ограниченности транспортных средств, количество предметов домашнего обихода было доведено до минимума, причём весь домашний скарб и сама семья во время перекочёвок помещались на нескольких санках.

Вот так скромно и незатейливо выглядит жилище кочевых жителей севера. Почему-то посетители очень любят фотографироваться в этом чуме полулёжа.

Чем же живут, на кого охотятся, чем промышляют жители севера? Следующие несколько снимков вам это покажут. Заклятые друзья - волк и олень. Волк охотится на оленя, на волка охотятся жители.

Рыба, обитающая в местных водоёмах. По настоящему самый ценный источник питания для местного и не только местного населения. Вкус северной рыбы не спутаешь ни с каким другим. Бывшие Норильчане всегда просят привезти им рыбки.

Конечно в замумифицированном виде они выглядят совсем не как свежепойманные.

Окунь.

В центре экспозиции аквариум с сушеными рыбками, а вот за аквариумом находится то, что снимать строжайше запретили. Там выставлен шаман во время шаманского обряда. На манекене одет настоящий шаманский костюм. Его подарил музею сын умершего шамана. Раз в год его сын приезжает сюда и разговаривает с отцом.

Теперь несколько снимков предметов быта.

Женские украшения. Браслеты, ошейник и серьги.

Орудия труда, охоты, наконечники посохов.

Обереги, игрушки, символы.

А вот что делают современные мастера из кости.

Ну и для того, чтобы окончательно закрыть тему коренных народов Севера покажу вам продающиеся в музее сувениры. Обратите внимание на ценники.

Этой красивой игрушкой закончу повествование о народах Севера.
Следующий, финальный пост я посвящу освоению Севера и покажу раздел новейшей истории Таймыра.

Предыдущие репортажи из этого музея

Экспозиция Животный мир Таймыра

Экспозиция окаменелостей крайнего Севера

Оригинал репортажа в моём журнале