Ныне несуществующее государство Югославия славилась на весь мир своими инженерами и строителями. Я живу в Норильске, но даже у нас, есть множество прекрасный зданий спроектированных и построенных югославскими инженерами и архитекторами, а одна из улиц города носит название Югославская.
Но вернёмся в Югославию. Одно из удивительных сооружений - Мост Джурджевича. Мост построен через каньон реки Тара. Этот каньон второй по величине в мире, после американского Гранд Каньона.
Мост назван по фамилии фермера, на земле которого он был построен. Это может вызывать недоумение, но для Югославии, так же как и для современной Черногории это норма. Вся земля тут имеет хозяина и каждый человек, рождённый в Черногории, имеет право на земельный участок.
Мост состоит из 5-арок и имеет длину 365 метров. Длина самой большой арки, под которой протекает река Тара — 116 метров. Высота моста от уровня реки Тара — 172 метра. На момент завершения строительства это был самый большой автомобильный бетонный арочный мост в Европе. Проектировал мост Мият Троянович, главный инженер проекта — Исаак Руссо. Мост построили, несмотря на масштабность, всего за 3 года в 1940 году, всего за год до нападения фашистов на Югославию.
Большая часть Черногории быстро оказалась оккупирована фашистами после вторжения в Югославию в апреле 1941 года. Вся территория Черногории состоит их горных хребтов, что способствовало появлению партизанского движения.
Вступил в ряды партизан и один из проектировщиков моста — Лазарь Яукович. Для предотвращения захвата фашистами всей территории Черногории было необходимо взорвать мост. Инженер, конечно же, любил своё детище, но делать нечего. Крайняя арка моста была взорвана в 1942 году, причём взрыв был так рассчитан что удалось сохранить остальные пролеты нетронутыми. Взрыв самого длинного пролета уничтожил единственный переход каньона реки Тара в данной местности, что привело к остановке наступления итальянских войск.
Итальянцы оказались злопамятными. Были отправлены специальные карательные отряды для поиска Лазаря Яуковича, и в конце концов он был схвачен и расстрелян. Расстрел произвели на мосту Джурджевича, а тело несчастного инженера было сброшено в реку Тара. Вот так пожертвовав собой, обычный югославский инженер спас страну от фашистов, а мост от полного разрушения. Памятник инженеру установлен у въезда на мост.
Эти события были изображены в югославском фильме 1969 года «Мост» и британском фильме 1978 года «Отряд 10 из Навароне». Правда британский фильм, с Харрисоном Фордом в главной роли, крайне вольно интерпретирует исторические события. По фильму мост оказался полностью разрушен.
После окончания войны в 1946 году мост Джурджевича был восстановлен и существует поныне, ежегодно привлекая огромное количество туристов. От моста Джурджевича можно отправиться на сплав по реке Тара – рафтинг на байдарках и надувных лодках. А с моста открывается неимоверный вид на голубовато-зеленые воды бурной реки Тара.
В современной Югославии Черногории, к сожалению, новые мосты проектируют и строят Китайцы. Видимо с развалом СССР крупнейший заказчик был потерян, и теперь черногорские проектировщики не выдерживают конкуренцию даже на внутреннем рынке.
Другие статьи канала: Остров построенный из затонувших кораблей, Госпа-од-Шкрпьела, Скадарское озеро, Спиналонга. Остров прокаженных, Дудинка город-порт, Лабиринт Минотавра.