250 subscribers

Датчики двигателя внутреннего сгорания. Какой датчик за что отвечает

Приветствую вас уважаемые читатели моего блога!

В сегодняшней статье я расскажу вам о датчиках автомобиля, которые управляют работой ДВС. У разных производителей автомобилей датчики могут отличатся, иметь разное название и количество, но суть их работы остаётся одна.

Фото из Яндекс картинки.
Фото из Яндекс картинки.

Давайте рассмотрим основной набор датчиков инжекторного двигателя.

Начнём с #датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), он расположен в системе впуска, после воздушного фильтра, перед #дроссельной заслонкой. Датчик измеряет количество воздуха поступающего в двигатель и на основе его показаний электронный блок управления(ЭБУ) рассчитывает оптимальное количество топлива в соотношении количеству воздуха и отправляет команду форсункам на впрыск необходимого количества топлива.

ДМРВ пример расположения. Фото из Яндекс картинки.
ДМРВ пример расположения. Фото из Яндекс картинки.

Есть ещё один датчик, который по функциям может заменить ДМРВ, либо работать с ним в паре, это датчик абсолютного давления. Расположен он также перед впускным коллектором, либо соединён с ним гибкими трубками. Датчик измеряет давление воздуха во впускном коллекторе. ЭБУ зная давление и температуру воздуха корректирует подачу топлива.

Датчик положения дроссельной заслонки(ДПДЗ).

 Пример расположения. Фото из Яндекс картинки.
Пример расположения. Фото из Яндекс картинки.

Данный датчик расположен на дроссельной заслонке и сообщает ЭБУ о положении заслонки, которая в свою очередь меняет своё положение в зависимости от нажатия на педаль "газа". На основе его показаний блок управления корректирует дозировку подачи топлива форсунками. В случае если дроссельная заслонка закрыта, дозировка воздуха происходит через клапан регулятор холостого хода.

Датчик температуры всасываемого воздуха.

Фото из Яндекс картинки
Фото из Яндекс картинки

Располагается во впускной системе и измеряет температуру всасываемого воздуха. На основе его показаний ЭБУ определяет плотность воздуха и корректирует подачу топлива.

Датчик положения коленчатого вала(ДПКВ).

Пример расположения. Фото из Яндекс картинки.
Пример расположения. Фото из Яндекс картинки.

Этот датчик расположен рядом со шкивом коленчатого вала, либо в других местах рядом с коленвалом, например возле маховика. Датчик определяет положение и скорость вращения коленчатого вала. Для того чтобы считать скорость вращения на шкив устанавливается зубчатый диск, а для определения положения коленвала на диске выбран один или несколько зубьев. На основе показаний данного датчика электронный блок управления устанавливает момент впрыска топлива и угол опережения зажигания.

Датчик положения распределительного вала(ДПРВ).

Пример расположения. Фото из Яндекс картинки.
Пример расположения. Фото из Яндекс картинки.

На большинстве #автомобилей датчик расположен в районе головки блока цилиндров, рядом с распредвалом. Опираясь на показания данного датчика ЭБУ будет знать в каком цилиндре необходимо производить впрыск топлива и зажигание.

Датчик детонации.

Пример расположения. Фото из Яндекс картинки.
Пример расположения. Фото из Яндекс картинки.

Этот датчик находится в верхней части блока цилиндров между вторым и третьим цилиндром. Он улавливает характерные для детонации металлические звуки в цилиндрах. Если показания данного датчика будут превышать допустимый порог, ЭБУ будет корректировать угол опережения зажигания пытаясь уменьшить детонацию, так как длительная работа #ДВС с детонацией может привести к повреждению двигателя.

Датчик температуры охлаждающей жидкости.

Пример расположения. Фото из Яндекс картинки.
Пример расположения. Фото из Яндекс картинки.

Находится в районе выхода охлаждающей жидкости из двигателя, например в корпусе термостата или в головке блока цилиндров. Его показания влияют на работу холодного двигателя, повышаются обороты холостого хода, корректируется угол опережения зажигания,обогащается топливовоздушная смесь. Корректировка будет происходить до прогрева ОЖ до рабочей температуры. В случае перегрева будет включен вентилятор радиатора охлаждающей жидкости.

Датчик кислорода.

Пример расположения. Фото из Яндекс картинки.
Пример расположения. Фото из Яндекс картинки.

В народе его также называют #лямбда зонд. Датчик кислорода находится в выхлопной системе ближе к выпускному коллектору либо непосредственно в нем и до катализатора. Также может устанавливаться два датчика кислорода, второй сразу после катализатора. Данные датчики определяют количество кислорода в выхлопных газах. Первый датчик регулирующий, с помощью его показаний ЭБУ определяет количество кислорода в выхлопе и корректирует подачу топлива, обогащая или обедняя топливовоздушную смесь. Второй диагностический датчик определяет эффективность работы катализатора и также может корректировать подачу топлива.

Мы рассмотрели основные датчики инжекторного ДВС. Хочется добавить ещё, что при выходе из строя одного из датчиков двигатель будет работать, так как ЭБУ перейдёт в аварийный режим и будет заменять показания данного датчика усреднёнными данными и только при неисправном датчике положения коленчатого вала двигатель может перестать работать.

Если вам понравилась статья не забудьте поставить лайк, это важно для развития канала.

До скорых встреч!