Оливье Норек - Мертвая вода | Записная книжка | Яндекс Дзен
9594 subscribers

Оливье Норек - Мертвая вода

<100 full reads
127 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 50% of the total page views
1 minute — average reading time
Оливье Норек - Мертвая вода

Пятый роман Норека. Вышел в апреле 2019 года.

Во время задержания наркодилер стреляет из дробовика в лицо капитана парижской полиции Ноэми Шастен. Шастен выжила, но лицо ее осталось обезображенным. От нее сбегает жених и отворачиваются некоторые коллеги. После выхода с больничного, начальство предлагает Шастен провести месяц в деревенском комиссариате - оценить возможность его закрытия. Шастен едет в деревню. В последние дни командировки у Ноэми появляется "настоящее дело" - в местном озере всплывает пластиковая бочка с мертвым ребенком. Ребенком, пропавшим четверть века назад. Теперь пребывание Шастен в деревне продляется на время расследование этого преступления. К тому же, 25 лет назад в деревне одновременно пропали не один, а три ребенка.

Клише раз. Человек с травмами лица. Страдает, превозмогает, учится жить заново.

Клише два. Крутой столичный полицейский, оказывающийся в сельской местности, где "никогда ничего не происходит".

Клише три. Деревня, хранящая свои тайны. И некоторые из этих тайн тянутся уже не первое поколение.

Эти клише уже настолько старые и заматеревшие, что даже объектами пародий становились. Посмотрите, например, чудесный фильм "Типа крутые легавые" - как раз про деревню, в которой "ничего не происходит". И даже патетический отказ героя романа вернуться в Большой Город в финале произведения - это тоже клише, обыгранное в "Легавых". И вот именно на этих клише Норек "построил" свой очередной роман, "Мертвая вода".

Поэтому в сюжете романа - вот вообще без сюрпризов. Вот вы на первых страницах узнаете завязку. Если есть начитанность в детективном жанре, то можете сразу пролистать на последние страницы и узнать, что там всё-таки случилось. 3 сотни страниц в середине романа вас всё одно никак не удивят. А изгибы "полицейского расследования" скорее огорчат - Шастен и ее люди будут долго впустую ходить туда-сюда, пока несколько людей в деревне не начнут психовать и практически полностью расскажут, что всё-таки случилось в 90-е годы.

Удивляет разве что несколько топорная работа Норека с клише. Они не смешиваются в романе - автор будто переключается между ними по щелчку тумблера. Первые сто страниц - классическая драма про изуродованное лицо. Затем щелчок и драма почти забыта - переключились на "городской в деревне". Нашли бочки с телом - еще один щелчок. И начали выяснять страшные деревенские тайны, которые до этого в романе вообще никак не играли.

Вот. Все минусы осветил. Теперь о плюсах. И это Норек. Француз хорошо пишет. Поэтому, даже когда он пишет клишированную банальщину - его всё-одно интересно читать. Хороший слог, приятный стиль. Вроде мозгами понимаешь, что в этом романе впаривают осетрину второй свежести, а читать всё одно приятно. Но это только за счет техники и профессионализма автора, а не из-за ярких придумок или извилистого сюжета. Не будь у меня в анамнезе сотен подобных прочитанных книг, "Мертвая вода" показался бы отличным романом. А так - всего лишь крепкий середняк. Качественный, но безыдейный.

6/10