Мистический суфизм

24.06.2018

Суфизм... Как рассказать о том, о чем не возможно в полной мере рассказать и в десятках томов? Суфизм, пожалуй, самое мистическое и одно из самых необычных течений в исламе. Суфии верят в возможность непосредственного, прямого общения с Всевышним без посредников и приобщения к нему, что становится смыслом человеческого земного существования. Суфии именуют себя «людьми Пути». Их путь, вся их жизнь и ее цель - Путь к Истине, которая, в свою очередь, является одним из имён Всевышнего. Они считают, что любой путь, каким бы он ни был, если он искренний и к Всевышнему — это истинный путь. 

По своей философии суфизм стоит между христианством, иудаизмом, исламом, буддизмом, древнекитайской философией, являясь своего рода мостом. С последними суфизм объединяет ещё и само понятие Пути (собственно поэтому зачастую суфийские притчи вместе с Руми оказываются вписанными в околобуддийские, околоиндуистские и прочие паблики) и медитативные и дыхательные практики. 

Суфии с момента своего более или менее внятного формирования встречали ожесточенное сопротивление со стороны исламских радикальный богословов того времени (IX-XIII век) поскольку суфии отрицали их надобность и многие идеологические постулаты. На них были гонения, среди них появлялись мученики, терявшие жизнь за свои убеждения. (У суфиев есть святые). Однако чем больше их пытались уничтожить, тем популярнее они становились в народе. Единственный выход, который был найден: легализация суфизма, как одного из течение ислама. Цель суфизма — нравственное совершенствование отдельного человека. Они никогда не использовали веру, религию в политических игрищах и интригах, оставаясь всегда вне этого. Эта позиция привлекла к нему многих философов эпохи исламского Возражения. Позднее эта отличительная черта суфизма — отказ от манипуляции религиозными догмами, верой людей в политических целях — привлекла к нему и европейских философов и мыслителей.

Суфии живут «в миру, но не от мира», что означает их следование в делах тому, что требует от них общество и законы, но в духовном и личностном плане они полностью независимы и непоколебимы, лишенные честолюбия, спеси, зависти, чинопочитания — что бы не происходило, они идут к Всевышнему. И это незыблемо. 

Вы никогда и нигде не встретите суфийских проповедников, мессионеров, никогда не услышите от них речей с высоких трибун, призывов стать суфиями. Почему? Потому что суфием не возможно стать. Им нужно быть, им нужно родиться. Учение помогает человеку, не знающему, что он суфи, постичь свою суфийскую сущность. Первый шаг - осознание «тайным суфием», что он суфи, после чего для человека открывается совершенно иной мир, скрытый за завесой людских сует. Второй шаг — это путь познания общения с Всевышнем, научиться видеть Его Знаки, существующие за пределами человеческой логики и разума, начать Путь к Истине, чему посвятить всю жизнь. В этом вторая главная задача учения — помочь суфи взойти к Истине. И ведёт к Истине — Любовь. Любовь вообще имеет грандиозное значение в суфизме, такое, что это течение по праву называют «религией любви». Важно отметить, что «учитель» суфи никогда не даст ответы на вопросы, не укажет путь. Он даст ключ, а как им воспользоваться человек должен понять сам. Этими ключами являются притчи.