Получится ли у Запада заблокировать российский Северный морской путь?

16 December 2019

Северный морской путь(СМП) – самый короткий морской коридор между Азией и Европой.

Если сравнить расстояние, которое проходят суда по СМП и по альтернативному пути, использующему Суэцкий канал, то становится не понятно, почему до сих пор основной поток грузов идёт не по северному, а по южному маршруту. Протяжённость СМП – 14 тыс. км, по альтернативному маршруту – 23 тыс. км, а это разница в 9 тыс. км. И преимущества не только в существенной временной разнице доставки грузов, в отсутствии ограничений по пропускной способности – в сравнении с Суэцким каналом, экономии стоимости перевозок, а и в уменьшении количества выбросов в окружающую среду, ведь суда тратят почти в два раза меньше топлива.

Отсутствие справедливого грузопотока по СМП связано с тем, что портовая инфраструктура в России на данный момент является не достаточно развитой и требует серьезных инвестиций и, конечно, как и у любого российского проекта, который направлен на развитие международной торговли, находятся новые противники за границей.

В середине августа один из самых крупных мировых контейнерных перевозчиков CMA CGM заявил об отказе работы с арктическими трассами, ссылаясь на защиту окружающей среды. Норвегия также заявила, что будет проводить проверку СМП на соответствие всем экологическим стандартам и, в случае отклонений, может отказать в прохождении судов по внутренним водам страны. Недавно США выразили приверженность идеи, что Северный морской путь должен быть общим, а не исключительно российским и потребовали от Китая прекратить вложения в инфраструктуру.

Однако, не смотря на усилия Запада, Россия активно развивает СМП: строятся новые ледоколы, спасательные суда, развиваются портовые инфраструктуры и наземные инфраструктуры авиации, что позволит существенно увеличить объём и улучшить качество услуг морских грузоперевозок. Заинтересованность в развитии проекта у иностранных инвесторов также только растёт. Уже проявили интерес компании из Германии, Японии, Южной Кореи, Китая, Индии, Сингапура, Дании, Норвегии и других стран.