Способы космических путешествий в фантастике (варп, слипстрим и прочие)

11 July

Всем привет, дорогие друзья. Сегодня у нас псевдо познавательная статья, посвященная способам перемещения в космическом пространстве в научной фантастике. Что ж. Поехали.

Но прежде чем начнём, я подобрал для статьи отличный трек, ассоциирующийся с космосом.

Самым распространенным способом межзвёздных путешествий в научной фантастике, пожалуй является ВАРП.

Как правило, технология варпа в фантастике образ собирательный и может разниться от произведения к произведению, но в целом, в большинстве фантастических произведений описывается физика варп двигателей, которая совпадает с таковой у гипотетического варпа.

Принцип работы технологии заключается в том, что варп двигатели искривляют пространство впереди и позади корабля, что позволяет звездолёту двигаться на скоростях выше скорости света, не нарушая физический закон, гласящий, что

Движение выше скорости света невозможно для объектов с действительной ненулевой массой в нормальном пространстве-времени.

Дело в том, что сам корабль остается недвижимым. Варп двигатели деформируют пространство так, что перед судном пространство сжимается, а позади него разворачивается. При этом, корабль оказавшись в поле искажения не двигается, а двигается само искаженное пространство. В теоретической физике это гипотеза именуется как "Пузырь Алькубьерре".

Варп. Пузырь Алькубьерре.
Варп. Пузырь Алькубьерре.

Наиболее широко в фантастике варп представлен во франшизе "Звёздный Путь", однако, так же фигурирует во множестве других сеттингов, таких к примеру как, Ив онлайн, Ноумэн скай и прочих. Так же, предположительно, варп двигатели использовались на корабле Судьба из "Звёздных Врат: Вселенная".

Несмотря на схожую концепцию, зачастую в фантастике отличается только технологии искривления. К примеру в "Звёздном Пути" двигатели большинства рас питаются от ядра реактора антиматерии. Создающийся поток плазмы фокусируется плазменным инжектором на катушке искривления, что и приводит к искажению пространства. У Ромулан принцип действия схожий, но необходимая энергия генерируется при помощи бортовых сингулярных энергоблоков, которые, по сути, являются мини черными дырами.

Так же варп технология фигурирует и во вселенной Вархамер 40 тысяч, однако её специфика скорее напоминает некий аналог гиперпространства, о котором мы сейчас и поговорим.

Гиперпространство Destiny 2
Гиперпространство Destiny 2

Как и варп, перемещение в подпространстве или гипперпространстве в разных франшизах отличается.

Как правило, под подпространством подразумевается некая альтернативная вселенная, в которой не действуют наши, или действуют другие законы физики, или же отличается течение времени.

Создание прохода в описанные параллельные реальности позволяет двигаться там гораздо быстрее скорости света, либо пролетев небольшое расстояние, покрывать световые года в обычном пространстве.

Такой способ перемещения широко распространен в "Звёздных Войнах", "Звёздных Вратах" и прочих известных франшизах.

Что касается варпа из сеттинга Вархамер 40к, то он представляет собой аналог гиперпространства. Перемещение осуществляется в некой альтернативной вселенной, которая населена "Богами Хаоса" и прочими опасностями, а сама эта вселенная скорее напоминает АД.

Warhammer 40000. Варп-пространство, Иммате́риум, Эмпиреи, Эфир, Океан Душ, Царство Хаоса, поле Геллера.
Warhammer 40000. Варп-пространство, Иммате́риум, Эмпиреи, Эфир, Океан Душ, Царство Хаоса, поле Геллера.

Ещё одним вариантом гиперпространства является Слипстрим (зона завихрения) из телесериала "Андромеда". Гиперпространство в нём обеспечивает рельсовое передвижение по тоннелям со множеством разветвлений. Навигация по ним не поддаётся математическому расчёту и обеспечивается интуицией и удачей пилотов.

Андромеда. Слипстрим.
Андромеда. Слипстрим.

И закончим о гиперпространстве на "Сверхсветовых портала" или "Гейтах", которые представляют собой стационарные врата, открывающие проход в подпространство. Такой вариант можно лицезреть в аниме сериале "Ковбой Бибоп".

Ковбой Бибоп. Гейт. Врата.
Ковбой Бибоп. Гейт. Врата.

Следующий способ путешествий представлен в виде червоточин.

Если Вы являетесь поклонником научной фантастики, то полагаю не раз в кино и литературе видели/читали о примере с листком бумаги, который складывают пополам и протыкают ручкой (Сквозь Горизонт, Интерстеллар).

Теория червоточин базируется на допущении, что после Большого взрыва, во вселенной образовались складки пространства-времени, а сама структура вселенной напоминает брошенный на пол кусок ткани, материал которой рандомно прилегает друг к другу в различных участках. Сами червоточины в этим местах являются либо "природными", либо пробиваются мощным направленным энергетическим импульсом.

Складки пространства-времени
Складки пространства-времени
Интерстеллар. Червоточина.
Интерстеллар. Червоточина.

Зачастую червоточины обеспечивают перемещение не только в пространстве, но и во времени и выступают в роли моста Энштейна - Розена.

Пожалуй это все классические способы. Теперь рассмотрим более уникальные.

Одним из таковых является сеттинг Mass Effect. Для перемещения в этой франшизе используется так называемый "нулевой элемент". При подаче энергии на этот элемент, создается поле тёмной энергии, которое способно понижать или повышать массу объектов. Таким образом, при понижении массы судна до ноля, на него перестает распространяться закон о невозможности движения на скорости света объектов с действительной массой.

Масс Эффект. Ретранслятор Альфа
Масс Эффект. Ретранслятор Альфа

Ещё одним интересным способом является вариант перемещения, озвучиваемый в аниме сериале "Космический Денди". В основе этого способа лежит теория мультивселенных.

Мультивселе́нная (реже Метавселенная) (англ. multiverse, meta-universe) — гипотетическое множество всех возможных реально существующих параллельных вселенных (включая ту, в которой мы находимся).

Корабли в мультсериал не перемещаются в пространстве, а перемещаются между вселенными. Так, к примеру, если необходимо переместиться на 10 световых лет, корабль перемещается в полностью идентичную вселенную, но "сдвинутую" в нужном направлении на 10 световых лет.

Ещё один крайне забавный способ описывается в книге Гарри Гаррисона "Билл - герой галактики". В ней так называемый "бухой двигатель" ослабляет связи между элементарными частицами, увеличивая корабль в размерах до непостижимых величин, а затем усиливает её, что б корабль принял изначальные размеры, но уже в необходимой точке пространства.

Бухой двигатель. Билл - герой галактики (Гарри Гаррисон)
Бухой двигатель. Билл - герой галактики (Гарри Гаррисон)

Так же добавлю интересный вариант с британского телесериала "Красный Карлик", где был показан голографический корабль с командой голограммами. Так как голограммы создаются при помощи фотонов света, на них так же не влияет закон физики о скорости и массе. В случае с обычными голограммами такой вариант подойдет скорее только для исследований, так как они не могут взаимодействовать с объектами, но так же встречаются и "твёрдые" голограммы. Развёрнуто о технологиях голограмм в фантастике я пожалуй напишу отдельную статью.

Корабль-голограмма (Красный кАРЛИК.
Корабль-голограмма (Красный кАРЛИК.

Теперь рассмотрим варианты преодолевания огромных расстояний на досветовых скоростях. Несмотря на то, что скорость света кажется большой величиной, но даже с "её помощью" до ближайшей к Солнцу звезде путь займёт более двух лет, а для остальной вселенной относительно двигавшегося на этой скорости корабля пройдет и вовсе больше 5-и лет. Если же взять в расчёт какую либо далекую звезду, то путь до неё и вовсе окажется длиннее жизни экипажа. Как же фантасты обыгрывают такое развитие событий в своих творениях? Мне на ум приходит 3-и варианта.

Первый это крионика. Если быть точнее, то заморозка экипажа на время путешествия. Кроме заморозки бывает ещё вариант со стазис камерами, когда человека помещают в поле замедления времени.

Анабиозные камеры
Анабиозные камеры

Ещё одним схожим способом является гибернация (анабиоз), то есть искусственное замедление жизнедеятельности. Однако стоит отметить, что старение замедляется, а не останавливается, как в случае со стазисом и заморозкой.

И закончим на так называемых "Кораблях Поколений", которые описываются в роме "Пасынки Вселенной" Роберта Хайнлайна, рассказе "Поколение Достигшее Цели" Клиффорда Саймака, а так же в находящемся на стадии создания 2D платформере "Lost in Sky".

Суть "кораблей поколений", как понятно из названия, состоит в том, что на протяжении длительного пути, которое может занимать даже тысячелетия, жители таких "ковчегов" стареют и уmиpaюt, а их место занимают потомки.

Звёздолёт. Пандорум.
Звёздолёт. Пандорум.
Любишь фантастику? Загляни на мой YouTube канал

Пожалуй на этом у меня всё. Ставьте лайк и подписывайтесь, если статья Вам понравилась, а так же обязательно пишите в комментариях, если знаете другие варианты, которые я не указал. Думаю мне и возможно другим читателям будет интересно о них узнать.